Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2367 KB

В данной статье речь пойдёт о количественном числительном в древнеанглийском языке. Рассмотрение данного вопроса в рамках дисциплины «история английского языка» является обязательным, что свидетельствует об актуальности представленной информации для студентов филологических специальностей. Английский язык относится к группе германских языков, из которого к нему перешла двенадцатеричная система счета. Доказательством этого являются названия чисел от 1 до 12 в древнем и современном английском языках, которые представлены особенными корнями.

Числительные с 13 до 19 образуются путем сложения основ числительных (единиц от 3 до 9) с числительным обозначающим 10 (-tien), что в современном английском языке перешло в сложение основы единиц с teen. Десятки образовывались путем прибавления к основе единиц суффикса – tiʒ, к примеру, fe̅o̅wertiʒ – сорок. Но нужно отметить, что таким путем образуются десятки от 20 до 60, а последующие от 70 до 100 имеют особенную систему образования. Так, к основе единиц прибавлялся не только суффикс -tiʒ, но и приставка hund-, обозначающая числительное 100. Это можно увидеть на примере числительного 90 – hundniʒontiʒ. Эта особенность образования числительных также подтверждает происхождение системы от древнегерманского, так как 12·5 = 60, а после 60 система счета меняется. И количественные и порядковые числительные изменялись по падежам, как и прилагательные. Но отличие состоит в том, что количественные падежные формы совпадали с формами сильного склонения прилагательных. При этом только три числительных изменялись еще и по родам. Эти числительные: an – один, twegen – два, ϸrie – три. Также важно отметить, что числительные от 4 до 19 обычно не склоняются, если стоят в качестве определения при существительном, но склоняются в тех случая, когда при них нет существительного. Числительные, обозначающие десятки, образуют родительный падеж на -es и на -a, -ra, дательный падеж на -um.

Подводя итоги, нужно отметить, что в процессе развития количественных числительных произошли следующие изменения: утрата категории рода и падежа. При этом сохранились способы образования.