Скрининг (от англ. screening – отбор, сортировка) – стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции.
В медицине (англ. screening просеивание) – метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. С. осуществляют с целью ранней диагностики заболевания или предрасположенности к нему, что необходимо для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.
Цель скрининга – возможно раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов. Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга – возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности[1].
Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и выборочный (селективный) скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).
Актуальность. Исследование распространенности речевых нарушений является одной из наиболее актуальных проблем современной логопедии. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы выявления и коррекции речевых нарушений становится неоспоримой. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявления, распространения и устранения нарушения речи необходимо исследовать на более ранних сроках.
Средние показатели за 2012 год таковы: 53-67 % детей в возрасте от 0 до 18 имеют различные отклонения. На первое место выходит дизартрия. На втором месте дети, поздно «стартующие» по речи.
К сожалению в нашем городе Тюмени отмечается и рост случаев заикания, особенно у детей досадовского возраста. В целом можно сказать, что каждый второй ребенок имеет те или иные речевые нарушения [2].
С целью выявления динамики эпидемиологии речевых расстройств возникла необходимость скрининга. Исследования проводятся эпизодически по обращаемости и в отдельных поликлиниках, детских садах. Стандартные данные речевых нарушений говорят о 8 %, но по данным исследования кафедры дефектологии г. Тюмени 53-67 %. Поэтому существует необходимость в объединении статистических данных речевых нарушений.
Цель научного проекта: провести скрининговое обследование речевых расстройств среди детского населения г. Тюмени.
Создать статистическую базу данных о распространенности речевых нарушений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить научную литературу по данному вопросу.
2. Рассмотреть и изучить данные о распространенности и специфике речевых нарушений.
3. Объединить полученные результаты в сводную таблицу статистики.
4. Сравнить и сопоставить статистические данные 2014 и (2013,2012 гг.)
5. Выявить динамику по конкретным нозологиям , тенденцию увеличения или уменьшения конкретных речевых нарушений
Целевая аудитория: медицинские работники, центры занятости населения, педагоги и воспитатели ДОУ, департамент здравоохранения.
Практикующие логопеды (дефектологи), студенты ВУЗов специальности «Специального (дефектологического) образования», родители.
Этапы реализации проекта:
1. Формирование группы активных студентов (3 курса специальности Специального (дефектологического) образования» Института Психологии и Педагогики) желающих проводить аналитическую работу.
2. Консультирование данной группы студентов преподавателями-профессионалами в области педагогики, психологии, детской физиологии, логопедии.
3. Осмотр детей с речевыми нарушениями. Изучение медицинских карт, речевых карт, логопедических заключений.
4. Систематизация статистических данных по нарушениям речи ( %; таблица).
5. Сопоставление данных 2014 г. с данными предыдущего года (2013,2012 гг.) по речевым нарушениям.
6. Проанализировать результаты сопоставления и сравнения данных, выявление динамики (уменьшение или рост).
Для реализации проекта потребуются:
1. Логопедическое оборудование.
2. База исследования (детский сад, центр развития речи, школа, поликлиника).
3. Документация (медицинские карты, речевые карты, логопедические заключения; документы с статистическими данными по речевым нарушениям за прошлые годы).
4. Место (кабинет, лаборатория).
5. Аудитория, оснащенная мультимедийными установками.
Значимость нашего проекта состоит в том, что изучение статистических данных по речевым нарушениям поможет:
• рассмотреть и изучить данные по речевым нарушениям разных годов;
• сравнить данные и проследить динамику нарушений речи;
• создать сводную таблицу (базу) данных нарушений речи в период (время проведения проекта).
Ожидаемые результаты:
По окончании проекта данные могут быть использованы: в логопедической практике студентами «Специального (дефектологического) образования», в научных работах студентов, практикующими логопедами, педагогами ВУЗов, родителями. Использование полученных данных возможно при планировании (открытии) логопедических групп. Результаты скринингового исследования позволят выяснить уровень распространенности и нозологию речевых нарушений в городе Тюмени.