Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Orenburg State University
2397 KB

Главной задачей исследования стало рассмотрение морфологической специфики в таком распространённом информационном жанре, как заметка. Для этого был проведен ряд морфологических анализов газетных публикаций (В. Сакурова «Дети рисуют музыку» («Вечерний Оренбург») [1; 3]; Е. Падалко «Оренбуржцы собирают новогодние подарки детям Новороссии» («Комсомольская правда – Оренбург») [2; 9]; Е. Кривякина «Бюджетников ждут прибавки к зарплатам» («Комсомольская правда – Оренбург») [3; 3]).

Главное, что нужно было увидеть в ходе анализа, это то, в каком объеме авторы заметок употребляют такие самостоятельные части речи, как существительное, глагол и прилагательное с целью наиболее эффективного донесения до читателя содержания информации.

Основной задачей журналиста является передача своевременной, краткой и точной информации. Для этого корреспонденту необходимо употребить как можно больше существительных, которые характеризуют содержательную наполняемость текста. Для передачи и описания действий употребляются глаголы. Эмоционально окрашивают заметку имена прилагательные.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что представляет собой такой информационный жанр журналистики как заметка. Заметка – это краткое сообщение, в котором излагается какой – либо факт действительности. [4; 102]

В рассматриваемых нами заметках преобладают имена существительные, их объем составляет 45-50 % от всех слов публикации. Для выполнения главной задачи – передачи краткой и точной информации – чаще всего употребляются конкретные существительные (студентам, город, ученица (83-85 %), которые позволяют наиболее ясно и конкретно представить картину происходящего. Почти одинаково авторы прибегают за помощью к отвлеченным (музыка, время) и собирательным (детям) существительным (10-15 %), меньше всего к вещественным (краски (0-3 %).

Глагол в заметках занимает 12-18 % от общего объема текста. Преобладают личные формы глагола (улыбается, помогала, умеет (75-80 %), показывающие временную принадлежность информации.

Как показал анализ, употребление имен прилагательных (юные, рождественскую, экономические) в анализируемых заметках не превышает 12 %. Это объяснимо тем, что употребление большого количества имен прилагательных нецелесообразно в данном информационном жанре, исходя из его объема и поставленной автором цели, так как задача журналиста не описать в ярких красках произошедшее, либо будущее событие, а лаконично, точно и ясно донести информацию до читателя.

Таким образом, морфологический анализ заметки как информационного жанра показал, как журналисты рационально употребляют части речи. В первую очередь, используется больше имен существительных, затем глаголов, потом уже имен прилагательных, остальные части речи занимают меньший объем заметки. .Благодаря, во-первых, соблюдению основных требований заметки и, во-вторых, правильному употреблению частей речи журналист коротко и лаконично сумеет донести до читателя точную и интересную информацию.