Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
2368 KB

С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает «строительный материал» [1, с.47] языка. По определению М.Р. Львова, слово – «основная значащая единица языка», а богатство словаря – «признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека»[5, с.28]. Каждое слово занимает своё место, то есть употребляется в определённом значении, в соответствующем контексте. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

По мнению методистов, обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащийся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, избегания повторов, создания образности и стилистической адекватности [4].

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате общения, чтения книг, газет и журналов, слушания радио- и телепередач, Интернета. Слова, которыми ученик постоянно пользуется в своей речи, составляют его активный словарь; слова, которые в той или иной мере становятся знакомыми ученику, но не используются в его речи, составляют словарь пассивный. Деление запаса слов учащихся на активный и пассивный носит условный характер, так как два эти разряда слов постоянно взаимодействуют между собой и пассивный словарь ученика является источником пополнения его активного словаря [8].

Исследования словарного запаса школьников дают возможность выявить наличие «пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми определенного возраста, поэтому многие психологи и педагоги пытаются определить уровень словарного запаса учащихся. Так, например, Р.С. Немов предлагает методику определения пассивного и активного словарного запаса учащихся младших классов [6].

Для определения пассивного словарного запаса в качестве стимульного материала ребенку предлагаются пять наборов слов по десять в каждом. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда [6, с. 219-220].

В методике определения активного словарного запаса младшему школьнику предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В нём отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части [6, с. 220-223].

В педагогике вопрос словарного запаса рассматривается в статье М.К. Шеремет, где обследован лексикон 206 учащихся первых классов. В ходе исследования был составлен словарный список, состоящий из 200 слов, включающих названия предметов, действий, признаков, явлений природы, обобщающие слова [9, с. 5].

Для выявления активного словаря согласно данному словарному списку учащимся предъявлялись картинки или предметы. В зависимости от их содержания задавались вопросы: кто это?, что это?, что делает?, какой? и др.

Средние показатели по объему словарного запаса в пределах предъявленного минимума составили 80,5 % в активном словаре и 63,0 % – в пассивном словаре. В данные по активному словарю были включены все словесные обозначения независимо от их соответствия действительному названию предмета или действия.

Выше описанные методики анализируют словарный запас младшего школьника. Нас же заинтересовал вопрос: Как исследовать словарный запас учащегося средней школы?

В поисках ответа мы изучили рекомендации известных методистов. М.Р. Львов и Т.А. Ладыженская разбивают слова на тематические группы, пополняемые с каждым годом обучения в средней школе.

Л.К. Скороход в монографии «Словарная работа на уроках русского языка» предлагает готовые словарные перечни по годам обучения с 5 по 9 классы, которые даны строго в алфавитном порядке и группируются следующим образом: алфавитный словарь, где содержатся данные об ударении и произношении слов; словарь синонимов, в котором разграничены главные части речи (существительные, прилагательные, глаголы и наречия); словарь антонимов; тематический словарь, включающий слова книжной лексики, раскрывающие смысл произведений по литературе таких писателей, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, К.М. Симонов и других [7, с. 51-196].

В ходе своей работы мы составили диагностику определения словарного запаса, построенную на основе дедуктивного метода. Испытуемым предлагается написать десять слов, которые будут обозначать видовые понятия и раскрывать родовые слова.

В результате апробации диагностики нами были выбраны следующие родовые понятия, названные обобщающими словами: бытовая техника, без которой невозможно представить нашу сегодняшнюю жизнь; деревья, связанная с тематическими группами «Природа нашей Родины» [5, с. 166], «Природа» [3, с.120], писатели, художники и известные люди современности – «Лучшие люди, герои» [5, с. 168] , «Культура», «Названия лиц» [3, с.120]; чувства и черты характера, которые учащиеся часто путают и взаимозаменяют; явления природы, слова-признаки, обозначающие материал; глаголы движения. На наш взгляд, данные понятия дают возможность исследовать словарный запас школьника среднего звена.

Изучив систему оценивания выше представленных методик определения словарного запаса учащихся младшей школы и контрольно-измерительные материалы [2], мы предложили следующие критерии оценки выполненной работы: за каждое слово, верно раскрывающее понятие, – 0,5 балла. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 50 баллов (100 %). На первом месте высокий уровень словарного запаса – от 50 до 43 баллов (100 % – 85 %); на втором – выше среднего – от 42 до 33 (85 % – 65 %); на третьем – средний уровень – от 32 до 23 (65 % – 45 %); на последнем – низкий уровень – от 22 баллов и ниже (45 % и ниже).

В ходе проведения констатирующего эксперимента самыми сложными категориями оказались «глаголы движения», слова-признаки, обозначающие материал, «художники», «чувства» и «черты характера». Учащиеся к категории «деревья» отнесли одновременно ель и ёлку. К категории «бытовая техника» отнесены компьютер и принтер, при этом в ходе подготовки к диагностированию говорилось об отличии оргтехники от бытовой. Также хочется отметить, что данную категорию раскрывают слова, которые ребята слышат в жизни, например, микроволновка (микроволновая печь), морозилка (морозильная камера). Результаты диагностики утвердили нас в необходимости создания системы работы, направленной на обогащение словарного запаса современного школьника как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание школьника тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, позволяющих сделать выбор необходимой словарной единицы. Владеть словом – это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если же возникают трудности, то нужно обратиться к словарю, а формировать потребность и умение работы с лингвистическими словарями разных типов, в том числе интернет-словарями, нужно систематически на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.