Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Экономический рост и улучшение качества жизни невозможно представить без использования инновационных продуктов и технологий.

На сегодняшний день существует множество пониманий термина инновация. Так например, Й. Шумпетер утверждает, что инновации – существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов…Однако в российском законодательстве под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта…

С точки зрения президента РФ важнейшей задачей национальной инновационной системы (НИС) является обеспечение объединения усилий государственных органов управления всех уровней, организаций, НТ сферы и предпринимательства в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий… К основным направлениям НИС относят:

• создание благоприятного инвестиционного климата;

• построение инновационной инфраструктуры;

• совершенствование организационно – экономического механизма

Отражением государственной инновационной политики является

инновационная стратегия, являющаяся неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития государства.

Факторы инновационного развития туризма

Турфирмы в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг. Россия имеет все основания для инновационного развития туристкой отрасли, однако не все компании применяют инновации на практике, так как инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования конечных результатов.

Инновации в индустрии туризма направлены главным образом на создание нового туристического продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применения новых методов управления с использований IT-технологий.

Необходимо выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:

• рыночная конъюнктура рынка и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);

• внешняя среда (уровень развития науки и техники и т.д.);

• кадры;

• ресурсы.

Управление подстегивает процесс

Нововведения в любой сфере жизни взаимосвязаны, поэтому чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения в других сферах. Например, чтобы перейти на систему on-line бронирования, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. Благодаря подобной инновации туроператор экономит время обработки заявки, ускоряет процесс формирования тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.

Например, выпуск новых видов туристического продукта. Нашими соотечественниками был выдуман новый вид путешествий – «необычный туризм», который включается в себя знакомство с паранормальными явлениями по всему миру.

Другим направлениями являются: использование новых туристических ресурсов (путешествия туристов на космических кораблях); изменение в организации производства и потребления (применение передовых принципов маркетинга и менеджмента); выявление и использование новых рынков сбыта продукции, а также использование новой техники и технологии.

Без новизны нет развития

В последние десятилетия в России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Большинство российских инновации возникает в отраслях, которые финансируются государством.

Руководители коммерческих предприятий, в частности с сфере услуг и туризма, не стремятся рисковать и инвестировать в инновационные разработки. Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве устаревших видов техники и технологий.

По данным ЦИСН только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработки и внедрение инноваций. Однако в начале 1980 гг. таких предприятий было 60-70%.

Расходы НИОКР у ведущих стран Запада составляют 2-3% ВВП, у США – 2,7%, Япония, Швеция, Израиль – 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет приблизительно 1% ВВП.

Между тем тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что на сегодняшний день в сфере услуг производится более ½ ВВП. Мировая практика утверждает, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти и газа.

В России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в турбизнесе.