Деятельности любого предприятия на рынке присущи различного рода риски. В современных условиях развития экономики ВУЗы являются полноправными участниками рынка, предоставляя свои образовательные услуги и научные разработки. Обеспечение достижения главной цели ВУЗА - оказание качественных образовательных услуг - возможно только при наличии достаточного объёма финансовых ресурсов, получение которых является основной задачей высшего учебного заведения с точки зрения экономического субъекта. Поэтому в совокупности своей все риски можно консолидировать в один интегральный риск – риск недополучения дохода.
Цель исследования – моделирование системы риск-менеджмента МЭСИ для построения оптимальной стратегии его поведения на рынке образовательных услуг. Высшие учебные заведения имеют два источника финансирования: бюджетные субсидии и внебюджетные поступления. Бюджетные субсидии могут иметь различное назначение, которое, однако, всегда является строго целевым. Второй источник дохода ВУЗа – внебюджетные средства – «доходы от оказания услуг населению на платной основе», то есть доходы от любой деятельности, не запрещенной уставом.
Для достижения поставленной цели была сформулирована и решена следующая задача: построить модель нечётко-логической системы оценки интегрального риска на основе ключевых показателей и провести моделирование её параметров. Оценка интегрального риска на основе нечёткой модели позволяет определить количественную оценку указанного риска как значение функции на конкретном наборе значений экзогенных переменных «Внутренний (управляемый) риск» и «Внешний (неуправляемый) риск».
Модель оценки неуправляемого риска представляет собою функцию следующего вида: Х1×Х2×Х3→[0;1] где Х1×Х2×Х3={(R11×R12×R13) | R11∈Х1, R12∈Х2, R13∈Х3,}; (R11×R12×R13) – вектор ключевых показателей неуправляемого риска. Каждый из показателей является лингвистической переменной, а функциональная зависимость задаётся правилами управления на основе экспертной информации.
Рассматривая управляемый риск недополучения дохода, авторы считают, что он напрямую связан с риском потери рейтинга. Ключевые показатели указанного риска, были определены на основе данных рейтингового агентства «Эксперт РА» [1]. Они представлены на рис. 1 в виде иерархической структуры.
Компьютерные реализация всех моделей были проведены в среде MatLab с использованием пакета Fuzzy Logic Toolbox и интерактивного модуля fuzzy. В качестве примера приведём иллюстрацию карты поверхности вывода системы оценки управляемого риска, ограничившись рассмотрением вариантов комбинаций входов, изображённых на рис. 2.
Проиллюстрируем работу модели. Для этого проведём моделирование параметров управляемого риска и оценим значения выходной переменной. В табл. 1 приведены результаты работы этой части программы.
Рис. 1. Иерархическая структура управляемого риска
Рис.2 Отображение зависимости выхода системы от входов: R1– условия для получения качественного образования, ранг; R2– уровень востребованности выпускников работодателем, ранг ; R3– уровень научно-исследовательской активности, ранг.
Таблица 1
Варианты реализации системы оценки внутреннего риска
ВУЗ |
R1, ранг |
R2, ранг |
R3, ранг |
Управляемый риск, R |
|
Чёткое числовое значение |
Элемент терм-множества |
||||
МГУ |
1 |
2 |
1 |
0,0968 |
Низкий |
МФТИ |
4 |
3 |
6 |
0,0985 |
Низкий |
МГТУ |
6 |
1 |
14 |
0,1060 |
Низкий |
МЭСИ |
50 |
60 |
76 |
0,5000 |
Средний |
Проанализировав значение R (управляемый риск), можно сделать вывод, что оно увеличивается по мере убывания рейтинга ВУЗа. Действительно, согласно получившимся результатам (см. табл. 1), наименьший риск присущ МГУ, далее идет Московский физико-технический институт, затем Московский государственный технический университет. Таким образом, на первом месте в рейтинге ВУЗов должен находиться МГУ и далее ВУЗы в той же последовательности. Это адекватно рейтингу агентства «Эксперт РА». Внутренний риск нашего университета равен 0,5, что говорит о том, что МЭСИ должен находиться, где-то в середине рейтинговой таблицы. Это подтверждается указанным выше рейтингом: МЭСИ в 2014 году находится на 62-й позиции из 100 возможных.
Разработанный подход, основанный на применении нечёткой технологии, весьма актуален, так как в настоящее время экономическая ситуация нестабильна (появился даже термин «экономическая турбулентность»); данные для проведения анализа деятельности ВУЗа не всегда находятся в открытом доступе.