Программа социально-экономического развития Дальнего Востока (ДВ) и Байкальского региона до 2025 г. предусматривает модернизацию Транссиба, развитие БАМа, строительство автомобильных дорог и мостов, крупных морских портов. Но вновь «забыли» о населении, которое проживает и работает в районах, где нет возможности провести железнодорожную ветвь или автодорогу через малые города, поселки, деревни по берегам рек, в тундре и т.п. Пассажирские маршруты постепенно исчезают вместе со стареющими и умирающими на них транспортными средствами (проблема речных пароходств). Жители ставятся перед выбором – либо уезжать совсем из родных мест, либо каждая поездка всегда с пересадками, на нескольких видах транспорта, дорого и долго, а иногда поездка вообще не возможна. Это одна из главных причин сокращения населения на большой и труднодоступной территории ДВ.
В дипломной работе для организации грузопассажирского сообщения на реке Амур рассмотрен скоростной маршрут "Комсомольск-Николаевск-Комсомольск", который связывает населенные пункты Нижнего Амура (рисунок 1). Протяженность данной пассажирской речной линии - 579 км. Маршрут разрабатывался с учетом необходимости в перевозке людей из отдаленных поселков на основе действующего маршрута «Комсомольск-Николаевск-Комсомольск", рейсы по которому выполняются судами ОАО «Амурское пароходство» типа «Метеор». На маршруте планируется работа трех экранопланов "Иволга ЭК-12" [1] (рисунок 2), пассажировместимостью 12 человек (экипаж – 1-2 чел.), что обеспечит регулярные круглогодичные перевозки пассажиров по данному маршруту. Согласно имеющимся картам и снимкам спутников, были выбраны места оптимального расположения мест остановки для экранопланов, их выходов на оборудованную площадку, и последующих разворотов. Также учтен подъезд автомобильного транспорта к месту посадки и высадки пассажиров. Технические характеристики экраноплана «Иволга ЭК-12» представлены в табл. 1.«Иволга» обладает повышенной безопасностью ввиду: малой высоты движения (отсутствие «высоты падения») и возможности обхода препятствий как сбоку, так и сверху; возможности продолжения движения при отказе одного из двух двигателей и дублирования систем. Отсутствие качки от воздействия волнения воды и атмосферных возмущений обеспечивает при движении экраноплана высокую комфортность для экипажа и пассажиров.
Рис. 1. Речной маршрут
При регулярной (круглогодичной) эксплуатации парка экранопланов необходима собственная эксплуатационная инфраструктура: площадка постоянного базирования (ППБ); береговые заправочные станции (БЗС), места для остановок в промежуточных пунктах по маршруту. Экраноплан не требует наличия причалов или дебаркадеров, он может осуществлять движение по воде, твердым грунтам, льду и снегу, что позволяет беспрепятственно заходить непосредственно на берег [2]. Единственное условие – наличие пологого склона или иного вида достаточно плоской поверхности для остановки, посадки-высадки пассажиров и разворота. По классификации Международной морской организации «Иволга» соответствует типу «В» и обладает уникальной возможностью использовать несколько режимов движения: полет, глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу, а также самостоятельно осуществлять спуск на воду и выход на берег. Кроме того, аппарат способен двигаться не только на высоте действия «эффекта экрана», но и кратковременно увеличивать ее для «подскока» над препятствиями. Экраноплан прост в управлении и имеет доступные массовому потребителю требования к экипажу, аналогичные с судоводителями скоростных катеров и яхт. Экраноплан «Иволга ЭК-12» прошел регистрацию в установленном порядке и допускается к эксплуатации по внутренним водным путям РФ.
В дипломной работе оценены затраты (в ценах 2014 года) на доставку контейнеров с тремя экранопланами от производителя до места эксплуатации - около 180 тыс. руб.; затраты на постройку ППБ в Комсомольске-на-Амуре – 8 млн руб.; доставку и установку БЗС в поселке Сусанино – 1 млн руб.; проведен расчет общего времени движения по маршруту (в среднем 10 часов) в зимний (два рейса) и летний (три рейса) период навигации и составлены соответствующие расписания движения экранопланов по маршруту в границе светового дня. По укрупненным статьям расходов, затраты на один пассажиро-километр составили 3,84 руб., в который включены расходы на обслуживание экраноплана и его систем, ремонт и замену двигателей, а также величина необходимых капиталовложений 0,78 руб. из расчета полной окупаемости экраноплана за 12 лет. В таблице 2 проведены значения показателей сравниваемых транспортных средств, при работе на выбранном маршруте.
Рис. 2. Экраноплан «Иволга ЭК-12» [2]
Таблица 1
Технические характеристики экраноплана «Иволга ЭК-12» [1]
Характеристика |
Значение |
Максимальный стартовый / взлетный вес (кг) |
3900 |
Коммерческая нагрузка (кг) |
до 1200 |
Дальность полета на одной заправке на высоте 0,3/0,8 м (км) |
1500 / 1300 |
Продолжительность полета на одной заправке на высоте 0,8 м (час) |
6 |
Скорость полета крейсерская / максимальная (км/час) |
185 / 220 |
Высота полета ("подскока") (м) |
до 3 (100) |
Двигатель - автомобильный Chevrolet LS-3: кол-во х мощность (л.с.) |
2 х 430 |
Марка топлива / запас топлива (кг) |
Аи-95/270 |
Мореходность (баллы) /высота волны (м) |
3/1,25 |
Осадка при дрейфе на воде (м) |
0,5 |
Длина х Размах крыла х Высота (м) |
15,6х13,0х3,7 |
Топливо на 1 тонну груза на 1 км (кг/т.км) |
0,15 |
Топливо на 1т груза на 1 км (кг/т.км) у самолетов аналогов |
0,45 – 0,8 |
Таблица 2
Характеристики транспортных средств
Показатель |
Гидросамолет «Аэроволга Ла-8» |
Судно на подводных крыльях «Метеор» (СПК «Метеор») |
Экраноплан «Иволга ЭК-12» |
Экипаж/количество пассажиров |
2/8 |
3/124 |
2/12 |
Запас топлива, кг/ тип/стоимость, руб./кг |
1200 / Авиа керосин / 42 |
3500 / Дизельное / 48 |
270 / АИ-95 / 47 |
Скорость средняя, км/ч |
235 |
67 |
185 |
Дальность движения с грузом, км |
1300 |
600 |
1200 |
Провозная способность за год (2200 час), млн пасс*км |
19,75 |
18,3 |
24,4 |
Стоимость транспортного средства, млн руб. |
28 |
Не выпускается с 1991 года |
33 |
Результаты сравнения указывают на значительное превосходство экономических и эксплуатационных показателей экраноплана над СПК «Метеор». СПК «Метеор», совершающие рейсы, морально и технически устарели, дороги в обслуживании и уже стали небезопасны в эксплуатации. При небольшом отличии значений показателей экраноплана от гидросамолета, экраноплан имеет существенное преимущество в стоимости обслуживания двигателей и в затратах на создание необходимой инфраструктуры. Другие исследователи отмечают, что по экономичности экраноплан «Иволга ЭК-12» в своей весовой категории превосходит автомобили при движении по грунтовым дорогам на 30 %, скоростные водоизмещающие суда и суда на воздушной подушке - в 2-4 раза, а самолеты и вертолеты - в 4-7 раз [3]. Экраноплан можно использовать как судно скорой медицинской помощи, транспортное средство для аварийных служб различного профиля, поисковых и изыскательских партий и др. [4]. На ДВ существуют не только различные области применения экранопланов, но и потенциальные возможности для ремонта и обслуживания их систем и конструкций на предприятиях Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре.