За все время лесовыращивания искусственных лесных насаждений среди специалистов всегда возникал спор о целесообразности создания лесных культур в степной зоне. Для одних это естественная необходимость и они понимают значимость и пользу лесов, а для других – это лишняя трата средств с фразой: «Природа знает лучше и если лес не растет естественным путем, то он здесь не нужен». Такая трактовка неверная. В степной зоне лес нужен и выращивать его нужно до тех пор, пока мы не добьемся общепринятого минимально оптимального показателя лесистости в 4%.
Степные насаждения выполняют природоулучшающие, природозащитные, рекреационные и эстетические функции, служат источником получения древесины и недревесных ресурсов леса. Впервые за последнее время проводятся социологические исследования по определению зеленого символа России[1].
Имеющийся опыт лесоразведения и лесовосстановления, а также многочисленные лесокультурные исследования безусловно позволят нам создать лучшие насаждения по продуктивности, защитному и рекреационному потенциалу.
Добиться повышения устойчивости, долговечности и продуктивности степных насаждений можно путем их программированного выращивания, учитывающего состав древостоя, его густоту, таксационную полноту, Нср, Dср, запас древесины/га в разном возрасте. Для этого нужно усиливать лесокультурное проектирование.
Проект лесного насаждения должен содержать лесоводственно-таксационные характеристики древостоя в отдельные возрастные периоды: в 10, 20, 30, 40 и 50 лет – то есть включать элементы программированного лесовыращивания. В таком случае более осмысленным и целенаправленным становится проведение лесоводственных уходов. В настоящее время их проводят, исходя из расплывчатого понятия целесообразности.
Составление проекта лесного насаждения усложнит работу в стадии проектирования, потребует более глубокого и вдумчивого подхода к вопросам проектирования. Однако усложнение лесокультурных проектов позволит избежать многих ошибок, а следовательно и гибели культур в процессе выращивания. Проектируя лесное насаждение, лесовод вынужден будет рассматривать вопросы устойчивости, взаимовлияния древесных пород, ритмику их роста в разные возрастные периоды и т.д., то есть продумывать и решать вопросы формирования насаждения.
Используя результаты научно-исследовательских работ ученых лесохозяйственного факультета НИМИ ДГАУ на сегодняшний день разработаны программы формирования дубовых насаждений для типов условий местопроизрастания Д1 и Д2 (сухая и свежая дубрава).
Рис. 1. Программа формирования культур дуба черешчатого в сухих типах условий местапроизрастания (Д1)
Рис. 2. Программа формирования культур дуба черешчатого в сухих типах условий местапроизрастания (Д2)
Предлагаемые программы выращивания позволят проводить формирование насаждений на разных возрастных этапах на научной основе. И станут хорошим подспорьем для молодых лесоводов, не имеющих большого лесохозяйственного опыта.