Договор купли-продажи относится к числу традиционных институтов гражданского права, имеющих многовековую историю. Благодаря гробничным надписям и рельефам, оставшихся от Древнего царства в Египте известно, что уже в то время существовало обращение вещей в виде их непосредственного обмена. Однако роль его в условиях существования натурального хозяйства была весьма невелика. Лишь в эпоху фараонов Рамессидов, судя по значительному количеству сохранившихся источников, фиксирующих договоры, заключенные с целью отчуждения имущества за определенную покупную цену; отношения купли-продажи получили в Египте достаточно широкое распространение [2].
Очень давно, в Древнем Риме, возник и получил распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. Такой договор вошел в употребление еще до того, как появились деньги, и представлял собой непосредственный обмен вещи на вещь, т.е. мену. Это соответствовало общим экономическим условиям общества, только что переходившего от натурального хозяйства к обмену. В те далекие времена, когда не было денег, когда не называли одно - товаром, а другое ценой, каждый, исходя из своих потребностей и возможностей, обменивал ненужное на то, что ему требовалось - чего нет у одного, у другого может быть в излишке.
Обратившись к Дигестам Юстиниана (Титул XIV), мы видим, что в них речь идет собственно не о купле-продаже, а о соглашениях, что подтверждает не только название Титула XIV «О соглашениях», но и его содержание. Под самим соглашением понималась непосредственная передача вещи [3].
В эпоху становления Гражданского права, на рубеже старой и новой эры, Ульпиан в 4-й книге Комментариев, указывал что, «Те соглашения, которые порождают иски, не остаются при своем (общем) названии, но обозначаются присвоенным данным видом названием «контракты»: таковы купля-продажа, наем, товарищество, ссуда, хранение и прочие подобные контракты».
Поэтому можно сделать вывод о том, что купля-продажа произошла от мены. Изначально происходил простой обмен товар на товар, позже, в процессе развития товарно-денежных отношений, товар стал меняться на деньги. В итоге эволюция сделала свое дело - появилась купля-продажа. Посредством передачи денег за товар устранялись трудности непосредственного обмена. Этому предмету (мерилу ценностей) была придана публичная форма, и он приобрел распространение и значение не столько по своей сущности, сколько по количеству. Один из предметов, который даёт одна сторона стали называть товаром, другой стал ценой за этот товар [4].
В классическом римском праве договор купли-продажи складывается в качестве консенсуального контракта, под которым понимался договор, посредством которого одна сторона - продавец обязуется предоставить другой стороне - покупателю вещь, товар. Покупатель в свою очередь обязуется уплатить продавцу за указанную вещь определенную денежную цену.
Анализируя российскую цивилистику XVIII - нач. XIX в. Следует отметить, что при проведении исследования такого понятия как договор купли-продажи у ученых того периода возникало много споров. Так, в частности о признании продажи и покупки договору и тем более двусторонним договором. Д.И. Мейер признавал куплю-продажу по российскому законодательству двусторонним договором, тогда как К. П. Победоносцев утверждал, что купля-продажа не договор, а действие, которым одна сторона передает другой вещь за определенную цену.
Поводом к такому выводу служит, прежде размещения в Своде законов купли-продажи не в разделе о договорах, а в разделе 3: «О порядке взаимного приобретения прав на собственность меной и покупкой». Однако признанию купли-продажи актом перенесения права собственности препятствует согласие сторон, которая лежит в основе купли-продажи и которая не выделяется в отдельные отношения, а сливается. И именно присутствие такого обоюдного согласия при передаче права собственности на вещь подтверждает принадлежность купли-продажи к договорам [7].
Интересно отметить, что Свод Законов Российской империи не говорит о договоре купли-продажи как единое целое, а о покупке и продаже отдельно. Скорее всего это объясняется тем, что законодатель в формулировке данного обязательства выходил с точки зрения каждой из сторон. Ведь для продавца вся сделка представляется продажей, так называемым обменом товара на деньги, а для покупателя сделка определяется в виде покупки, то есть обмена денег на товар. Однако единство соглашения в этой двойственности никак не нарушается, поскольку в целом, два вышеуказанных юридических акта в сочетании составляют один гражданско-правовой договор - купли-продажи.
В соответствии с главой Том Свода Законов Российской империи договору купли-продажи считался договор, по которому продавец обязуется передать движимое или недвижимое имущество в собственность покупателя («покупщика») за обусловленную денежную сумму. Относительно двустороннего характера договора купли-продажи, то хотя по определению, закрепленного законодательно, следует что в тот период он рассматривался как односторонний договор, по которому одна сторона обязуется заплатить другой определенную сумму денег за приобретенную в собственность вещь. Однако практика применения законодательства показывает, что все же это был двусторонний договор, по которому с одной стороны стоит продавец, обязуется передать вещь, а с другой покупатель, обязан заплатить цену [5].
Договор купли-продажи в гражданском законодательстве Российской империи представляется единственным, несмотря на то, что встречаются виды данного договора. Так, законодательство различает куплю-продажу недвижимого и движимого имущества, а также куплю-продажу частную (по свободной цене) и куплю-продажу на публичных торгах. Если исследовать понятие купли-продажи недвижимого имущества, стоит отметить, что данный договор имеет свои особенности только относительно формы заключения и исполнения договора: здесь определена обязательная письменная форма с заключением купчей крепостной, о которой пойдет речь в статье; установлены особые формальности для приобретения права на передачу имущества, требуются при этом пожертвования в пользу казны. При этом само значение договора купли-продажи недвижимого имущества такое же как и движимого имущества. Продажа с публичного торга имеет ту особенность, что рассчитывает на соревнования между лицами, желающими купить продаваемое, ради чего такая продажа и осуществляется публично. Однако после того как найдется подходящий покупатель, который согласится на условия договора купли-продажи, с ним и заключается такой договор. Еще одной особенностью публичного торга является то, что во многих случаях государство продает имущество частного лица. Например, лицу предъявляется санкция, в результате которой ее имущество подлежит продаже с публичного торга. Но в этом случае государство является законным представителем данного лица, то есть выступает от его имени.
Итак, все разновидности договора купли-продажи, которые были известны дореволюционному законодательству Российского государства хотя и имеют определенные особенности в заключении и исполнении, однако в целом составляют единый договор купли-продажи.
В правовой системе дореволюционной России договору купли-продажи уделялось повышенное внимание. Г.Ф.Шершеневич в своих исследованиях прямо указывал на то, что со временем перехода от натурального хозяйства к денежному, наиболее важным договором по своему бытовому значению, является купля-продажа. Его определение договора купли-продажи наиболее простое и, в то же время содержательное: «купля-продажа есть договор, в силу которого одна сторона обязывается передать другой вещь в собственность, а другая сторона уплатить за то известную сумму денег».
После революции взгляды ученых естественно несколько изменились. Первые научные работы в молодом Советском государстве вообще сводились к критике буржуазного гражданского права и разоблачению его эксплуататорского характера. Поэтому в целом, в Советский период развития гражданского права, сфера применения договора купли-продажи была ограничена [6].
В ГК РФ, исходя из традиций российского законодательства и правоприменительной практики, были сохранены в качестве разновидностей договора купли-продажи такие ранее полностью самостоятельные договорные формы, как договор энергоснабжения, договор контрактации, договор поставки. Тем более что на протяжении многих лет с их помощью успешно осуществлялось регулирование специфических отношений в имущественном обороте. Мы видим преемственность в праве, даже, несмотря на совершенно полярные различия между наблюдавшейся ранее в Советское время плановой системой хозяйствования и рыночной экономикой современной России.
Особое значение этого института купли-продажи в современном праве обусловлено большой гибкостью, широтой сферы его применения, ведь по существу купля-продажа - наиболее универсальная форма товарно-денежного обмена. Прогресс техники и науки, усложнение экономической жизни общества не только ведет к возникновению новых правовых форм, но также проявляется в развитии таких традиционных институтов, как купля-продажа.
Договор купли-продажи является не только старейшим, но и одним из важнейших институтов гражданского права. На протяжении нескольких тысячелетий происходил естественный своеобразный отбор норм о купле-продаже. Неудачные положения уступали место более обоснованным, совершенствовался уровень юридической техники. Правовые нормы, которые изначально регулировали только куплю-продажу, со временем приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок. Институт купли-продажи оказал очень большое влияние на формирование договорного права всех правовых систем [8].