В современной экономике все более значительную роль играют нематериальные активы. Нематериальные активы - понятие сравнительно новое для Российской Федерации, которое до перехода к рыночной экономике даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского бухгалтерского учета. В Российской Федерации на данный момент на долю нематериальных активов приходится примерно 0,2% имущества предприятия [6]. Это во многом объясняется сложностями в оценке данного вида активов и в вопросе о том, что можно отнести к ним. На законодательном уровне методика отнесения объекта к нематериальным активам и оценки их отражается в бухгалтерском балансе и налоговом учете, Гражданском кодексе РФ, а также ряде других законодательных актов.
С 01.01.2008 года введено в действие новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). В нем определены обязательные условия отнесения объектов к нематериальным активам.
К нематериальным активам относятся объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, не обладают физическими свойствами, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода постоянно или в течение длительного периода.
Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:
- объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (то есть объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд предприятия);
- предприятие имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (то есть предприятие имеет документы, подтверждающие существование актива и права предприятия на него), а также существует контроль над объектом (имеются ограничения доступа иных лиц к экономическим выгодам);
- возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 мес. или обычного операционного цикла);
- предприятием не предполагается продажа объекта (в течение 12 мес. или обычного операционного цикла);
- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
- отсутствие у объекта материально-вещественной формы [7].
Можно выделить следующие виды нематериальных активов:
- Объекты интеллектуальной собственности.
- Деловая репутация организации.
Существуют следующие объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения [4].
Все объекты интеллектуальной собственности могут быть разделены на несколько групп в зависимости от вида правовой охраны (рисунок):
- подлежащие охране авторским правом;
- подлежащие охране правами, смежными с авторскими;
- подлежащие охране патентным правом;
- подлежащие охране правом на секреты производства;
- подлежащие охране правом на топологии ИМС;
- подлежащие охране правом на селекционные достижения;
- подлежащие охране правом на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий [2].
Рисунок. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности
Правовая охрана действует ограниченный период времени, например:
- авторское право - вся жизнь автора и 70 лет после;
- патент на полезную модель - с даты приоритета 10 лет с правом продления 3 года, если патент поддерживается в виде выплат пошлин;
- патент на изобретение - 20 лет;
- патент на промышленный образец - 15 лет плюс возможность продления на 10 лет;
- товарный знак - 10 лет плюс 10 лет каждый раз неограниченное количество раз [1].
С позиции бухгалтерского учета, например, к нематериальным активам сложно отнести «ноу-хау» - информацию, которая защищается самим предприятием и не подвергается патентованию. Однако, часто «ноу-хау» приносят предприятию огромный доход, но не могут признаваться нематериальными активами, так как не имеют документов, подтверждающих существование актива и права предприятия на него.
2. Деловая репутация предприятия - разница между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы. В бухгалтерском учете деловая репутация отражается только при совершении сделок купли-продажи предприятия. При этом деловая репутация может быть положительной или отрицательной.Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку, выплачиваемую покупателем в обеспечение будущей потенциальной доходности приобретенного предприятия. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, принесут экономическую выгоду в будущем.
Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием у предприятия стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления [3].
Учет нематериальных активов ведется по их видам и отдельным объектам на основе документов, аналогичных основным средствам (акт приемки нематериальных активов, акт передачи и т.п.), основанием для составления акта приемки служат такие документы, как патенты, договора купли-продажи, свидетельства и т.д.
Нематериальный актив должен быть первоначально оценен по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету, вне зависимости от того, был ли он приобретен на стороне или создан самостоятельно. Последующие затраты на нематериальные активы признаются в качестве расходов [9].
Основными видами поступлений нематериальных активов являются:
- приобретение;
- создание своими силами или с привлечением сторонних исполнителей на договорной основе;
- поступление в счет вклада в уставный капитал организации;
- безвозмездное поступление [3].
Бухгалтерские проводки поступления нематериального актива на предприятии представлены в таблице.
Таблица
Бухгалтерское отражение поступления нематериального актива
Первоначальная стоимость нематериальных активов определяется следующим образом - для объектов:
- внесенных в счет вклада в уставный капитал организации - исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
- полученных безвозмездно - исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
- приобретенных за плату - как сумма всех фактических расходов на приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов);
- созданных самой организацией - как сумма всех фактических расходов на их создание или изготовление (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов) [9].
Оценка нематериальных активов зависит от способа их приобретения, поэтому может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления.
В оценке нематериальных активов можно использовать три основных подхода: доходный, затратный, сравнительный.
В соответствии с доходным подходом стоимость объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования.
При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.
Сравнительный подход может применяться для тех видов нематериальных активов, сделки по которым часто совершаются на рынке. Исходной информацией для расчета стоимости объекта служат цены продажи аналогичных объектов [10].
Стоимость нематериального актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие нематериальных активов может произойти в следующих случаях:
- списание вследствие физического или морального износа;
- продажа;
- передача его в устав другой организации;
- безвозмездная передача [8].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение учета и оценки нематериальных активов предприятия является сложным и трудоемким процессом. Во-первых, имеет место проблема отнесения того или иного объекта к нематериальным активам из-за постоянно меняющихся условий отнесения к таковым (например, ноу-хау), а во-вторых, трудностями количественного определения результатов коммерческого использования данного объекта в силу влияния многих факторов. Также законодательно не предусмотрено изменять стоимость нематериальных активов посредством переоценки для объектов с неограниченным сроком полезного использования.