Реформа здравоохранения, происходящая в Российской Федерации, внедрение в практику высокотехнологичной медицинской помощи определяют новые требования к специалистам сестринского дела. Очевидно, что решение большинства проблем, стоящих перед отечественной системой здравоохранения, в значительной степени зависит от квалификации медицинских кадров, непрерывного образования специалистов здравоохранения с использованием наиболее эффективных форм обучения. В связи с реформой здравоохранения появилась реальная возможность развивать не только медицинские технологии, но и так называемые технологии сестринского дела.
Медицинские сестры, которые работают не первый год после окончания среднего специального образовательного учреждения, в связи с большими объемами работы, эмоциональными перегрузками и усталостью не стремятся к совершенствованию и налаживанию контакта для взаимодействия с пациентами, а ведь большинство жалоб пациентов порождается именно из-за таких отношений, несмотря на то, что медицинская сестра безупречно выполнила манипуляции.
Через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности медсестры. Взаимодействие с пациентом только как с биологическим существом без учета его психической, социальной и духовной сфер делает услуги системы здравоохранения в большинстве случаев механистическими и негуманными.
В настоящее время в качестве понятия, определяющего отражение болезни в психике человека, наиболее распространен термин, предложенный Р.А. Лурией, – «внутренняя картина болезни».
Суть его заключается в интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.
Он охватывает разнообразные стороны субъективной картины заболевания. Это сложное, структурированное понятие включает, по крайней мере, четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:
• 1-й уровень – чувственный, уровень ощущений;
• 2-й уровень – эмоциональный (различные виды реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия);
• 3-й уровень – интеллектуальный (представления, знание больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях);
• 4-й уровень – мотивационный (отношение больного к своему заболеванию, изменение поведения и образа жизни в условиях болезни).
Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично. Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду.
Внутренняя картина болезни, по мнению Р.А. Лурия, находится в очень большой зависимости от индивидуально-психологических факторов – это свойства темперамента, особенности характера, качества личности, мировоззрения, общего культурного уровня, социальной среды и воспитания, а так же от социально-конституционных факторов, таких как пол, возраст и профессия.
В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов. Позднее появились работы, которые использовали понятие, введенное для исследовательских целей Р.А. Лурия и А. Гольдшейдером, о внутренней картине болезни.
Существует несколько классификаций реагирования больного на болезнь. Например, классификация А.Е. Личко и Н.Я. Иванова создана на основе оценки влияния трех факторов:
1. природы соматического заболевания,
2. типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера,
3. отношения к данному заболеванию в референтной для больного группе.
Эти типы объединены по блокам.
Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается: гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы.
Второй блок включает типы реагирования преимущественно с интропсихической направленностью, т.е. это тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический тип. Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении и реакциях по типу раздражительной слабости, а также в тревожном, подавленном, угнетенном состоянии. Характеризуется «уходом в болезнь», отказом от борьбы за здоровье, выздоровление.
Третий блок – типы реагирования с интерпсихической направленностью – это сензитивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Пациенты с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь характеризуются дезадаптивным поведением, которое может приводить к нарушению их социального функционирования.
Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Например, у пациентов на поздних стадиях почечной недостаточности возникают астении почечного происхождения обычно в сочетании выраженной гиперестезии и раздражительности со стойкими нарушениями сна. Характерным также является наличие дисфорического оттенка настроения, слабо выраженные вегетативные расстройства, периодически возникающие нарушения схемы тела.
Таким образом, в центре внимания проблемы внутренней картины болезни находится психология личности больного. Только во взаимодействии с ней повышается надежность результатов лечения и реабилитации.
Медицинской сестре следует использовать знания о типах личности пациента для построения оптимальных взаимоотношений.
Тревожного пациента, вечно волнующегося, медицинской сестре следует успокоить позитивными примерами. У подозрительного человека следует попытаться завоевать доверие. Демонстративно ведущего себя человека не следует разоблачать, а можно апеллировать к его героизму. Пациента с депрессивным настроем нужно постараться заразить оптимизмом и верой в выздоровление или улучшение течения болезни. Ипохондриков, озабоченных болезнью, следует переключать внимание. Для медицинской сестры определение этих установок, подчеркивая активную роль самого индивида, развивая у него способности противостоять болезни, поддерживая желание изменить поведение и исправить грехи, искупить вину.
Медицинским сестрам при общении следует учитывать также уровень общей культуры пациента, ибо крайности способны вызывать тяжелые психологические реакции вследствие недостатка, или избытка информации о заболевании.
Выводы
1. Чтобы взаимодействие медицинской сестры и пациента было эффективным, медицинская сестра должна основываться на знаниях о подлинной культуре общения, обращать внимание на возрастные особенности при заболевании и отношению к нему. Медицинской сестре следует использовать знания о типах личности пациента, учитывать уровень общей культуры. Важная роль в общении с пациентом отводится именно тому, какой подход выберет медицинская сестра по отношению именно к тому типу реагирования на болезнь у пациента.
2. Пациенты, находящиеся в стационаре, испытывают гамму чувств, эмоций и переживаний о своем состоянии, отсутствии на работе, ограниченным режимом передвижения и плохим самочувствием. Задача медицинской сестры помочь пациенту справиться с трудностями, рассказать о режиме, оказать психологическую поддержку и пациентам, и родственникам.