Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1 1 1
1

Общеизвестно, что студенческий экзамен представляет собой одну из наиболее напряженных форм умственной деятельности обучаемого, включающей в себя не только реальную оценку подготовки учащегося, но и его способность концентрироваться и справляться с эмоциональным напряжением. Как правило, в период сессии, студенты, мотивированные получением высокого результата, используют большинство резервов своего организма. Однако в некоторых случаях, это может привести к истощению физических и интеллектуальных ресурсов, что негативно сказывается на здоровье молодых людей. Невозможно отрицать, что девушки и юноши одного возраста совершенно по-разному реагируют на напряженную для них ситуацию. Следует отметить, что изучение стрессоустойчивости у людей разного пола может в будущем помочь скорректировать учебную программу, условия проведения учебных испытаний и упорядочить трудовую деятельность студентов. В связи с вышесказанным актуальность работы по изучению функционального состояния девушек и молодых людей во время сессии не вызывает сомнений.

Цель работы: оценка гендерных особенностей психоэмоционального состояния обучаемых при прохождении экзаменационных испытаний.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 191 студент второго курса ВГМА имени Н.Н. Бурденко. Из них было 47 юношей и 144 девушки. Работа проводилась непосредственно перед экзаменом по нормальной физиологии с использованием аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья», включающего в себя психологические тесты: тест зрительно-моторной реакции, тревожности, цветовых выборов, общей реактивности, смысложизненных ориентаций, тест Айзенка, а также функциональные тесты, основанные на записи и анализе сердечного ритма. Данные анализировались в программах Excel и Kyplot по критерию Wilcoxon (Mann-Whitney).

Результаты и их обсуждение

Как первичная реакция на опасную ситуацию или её ожидание выступает тревога с её физиологическими, психологическими и когнитивными компонентами [1]. Ситуативная тревожность – это субъективно переживаемые эмоции человека в стрессовой ситуации, такой как экзамен. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая склонность субъекта воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных условиях. Уровень личностной тревожности, определенный по методике Спилбергера у девушек во время экзамена составляет 33,3±1,7, а у юношей 33,1±1,34. В целом эти показатели не имеют больших различий и не коррелируют между собой, и такие значения относятся к среднему уровню личностной тревожности.

Намного больше информации дало изучение уровня ситуативной тревожности. Выяснилось¸ что в данной ситуации меньше волнуются девушки, их показатель 41,6±1,8 тогда как показатель у юношей – 42,53±1,33. Тем не менее, в обеих группах превалируют процент людей с высоким уровнем тревоги, как это представлено в таблице 1.

Комплексным показателем, отражающим сложность функционирования сердечно-сосудистой системы является индекс функциональных изменений (ИФИ), представленный на рисунке 1. Он рассчитывался по формуле [1].

ИФИ = 0,011ЧП + 0,014САД + 0,008ДАД + + 0,014В + 0,009МТ – 0,009Р – 0,27 [1].

Данный показатель у юношей 2,67±0,28, а у девушек 2,34±0,3. (*** р<=0,001). Помимо того, большее количество лиц женского пола характеризуются удовлетворительной степенью адаптации, в то время как в противоположной группе напряжение адаптационных механизмов обнаружено у 45% исследуемых. При этом срыва адаптации ни у кого из испытуемых не выявлено.

Таблица 1

Уровень ситуативной тревожности

 

Девушки

Юноши

 

низкая

средняя

высокая

низкая

средняя

высокая

Количество человек

30

52

62

12

14

21

В процентах от всех девушек

21%

37%

43%

26%

30%

45%

Средннее

21,3±1,04

39,59±2,04

53,37±1,54

23,83±2,08*

41±1,54*

54,8±1,03*

Примечание *р<0,05 по сравнению с девушками

missing image file

Девушки Юноши

Рис. 1. Индекс функциональных изменений

В аппаратно-программном комплексе «Истоки здоровья», который применялся при проведении исследований, в качестве метода определения состояния ЦНС, ее основных функциональных характеристик (возбудимость, реактивность, подвижность, устойчивость реагирования) используется анализ временных показателей простой сенсомоторной реакции. В ходе теста определяется уровень функциональных возможностей (УФВ), являющийся наиболее полной характеристикой состояния ЦНС и позволяющий судить о ее способности сформировать и достаточно долго удерживать соответствующее функциональное состояние.

УФВ у молодых людей – 3,19±0,9, а у девушек – 3,66±0,86 (*р<0,05). Кроме того, более половины девушек имеют высокий уровень функциональных возможностей ЦНС. Это говорит о том, что устойчивость реакций у лиц женского пола выше, и они лучше способны сконцентрироваться на простом отвлеченном задании непосредственно перед экзаменом. Напротив, юноши, имея высокие показатели ситуативной тревожности, способны думать в основном о предстоящем испытании и хуже справляются с предложенными тестами.

По итогам аттестации студентов было выявлено, что в целом девушки лучше освоили учебную программу. Так, только 4% девушек, принимавших участие в исследовании, не смогли сдать экзамен в основной период сессии. При этом 16% юношей, не сдавших экзамен с первой попытки, успешно его пересдали. Студентов, которые знают предмет на удовлетворительно приблизительно равные проценты (51% девушек и 49% юношей). Среди девушек на 10% больше хорошистов (28%), а количество отличников в обеих группах 17%.

Также в ходе работы исследовалось множество других показателей физического здоровья и вегетативного гомеостаза, часть которых представлена в таблице 2.

Таблица 2

Некоторые показатели физического здоровья и вегетативного гомеостаза

Показатель

Общие резервы здоровья

ЧСС

в покое

Мода

Среднее

время

реакции,

мс

Юноши

47,37±12,5*

93,8±13

204,34±18,5

217±24,58*

Девушки

44,5±9,8

94,76±14,2

207,48±21,3

209±31,7

Примечание *р < 0,05 по сравнению с девушками

Анализируя данные, представленные выше в таблице 2, легко заметить, что общие резервы физического здоровья выше в мужской группе (p<0,05).Однако показатель способности ЦНС сформировать и достаточно долго удерживать соответствующее функциональное состояние, лучше и девушек, так как среднее время реакции на простой раздражитель у них понижено, относительно мужчин (р<0,05). Оценка моды, характеризующей наиболее вероятный уровень функционирования системы кровообращения, не позволяет выявить определенную тенденцию в группах, в связи с тем, что у каждого студента в данный момент наблюдалась строго индивидуальная реакция со стороны симпатической и парасимпатической нервной системы.

Вывод

Таким образом, по итогам исследований можно сделать вывод о том, что вопреки сложившемуся стереотипу о неустойчивости женского психоэмоционального статуса [3], с преодолением экзаменационного стресса лучше справляются именно девушки, что подтверждается различными тестами. В современном обществе, когда женщины учатся и работают наравне с мужчинами, они научились преодолевать всевозможные препятствия, в том числе, психологически трудные экзаменационные испытания

Так, у тестируемых студенток показатель ситуативной тревожности, ниже, чем в мужской группе. Также, выявленный у них уровень функциональных изменений свидетельствует об удовлетворительной степени адаптации, а степень функциональных возможностей находится на высоком уровне.

Данные результаты можно отчасти объяснить гендерными особенностями женской психологии: лабильность характера позволяет девушкам легче переключаться на решение различных задач и преодолевать негативные мысли, связанные с экзаменом, в то время как мужской психотип предполагает строгую нацеленность на достижение конкретного результата.