Актуальность
Изучение личностных изменений, вызванных алкоголизмом, имеет большое значение для правильной организации социальной и психологической помощи как самому больному алкоголизмом, так и его семье.
Одно из первых отечественных исследований было проведено еще в 19 веке – в 1887 году С.С. Корсаков дал описание своеобразного психоза, сочетающегося с полиневритом [6]. Данное нарушение характеризовалось в основном расстройством памяти на текущие и недавние события, ретроградной амнезией, наклонностью к конфабуляциям, алкогольным полиневритом при почти полной сохранности памяти на давно прошедшие события. С.С. Корсаков назвал это заболевание полиневритическим психозом. В последующем С.С. Корсаков и его ученики, а также и другие исследователи углубили и уточнили учение об этом заболевании, подчеркивая, что оно может развиться не только в связи с алкоголизмом, но и при других инфекциях и интоксикациях.
Цель: Анализировать изменение личности при различных стадиях при хроническом алкоголизме
Результаты исследования
В исследованиях факторов алкоголизации подростков и юношества отмечается, что в группу риска входят молодые люди конформного, неустойчивого и гипертимного типов акцентуации характера, подростки из неблагополучных семей и/или плохо социализированные (с низким социальным статусом в классном коллективе, низкой успеваемостью, отсутствием перспектив профессионального обучения и трудоустройства), очень часто – переживающие острый или хронический стресс.
В работах Д.В. Колесова [3] охарактеризованы три стадии развития потребности в употреблении спиртного (таблица). Первая стадия связана с удовлетворением потребности в определенных условиях деятельности. Потребность обусловлена любознательностью, скукой, подражанием или давлением окружающих, часто сосуществует с другими потребностями; инициируется восприятием предмета потребности или человека, которому хочет подражать индивид. На этой стадии потребность в употреблении ПАВ является ситуационной, а не устойчивой.
Далее, на второй стадии, происходит укрепление новой потребности. Потребностное возбуждение все чаще не зависит от внешних факторов и обстоятельств, возникает самостоятельно: «…здесь еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера: например, индивид может испытывать желание принять наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем «забывает». В любом случае новая потребность на этой стадии – лишь одна из многих» [3, с. 299].
Стадии алкоголизма
Возрастание значимости, удельного веса новой потребности относительно прочих мотивов деятельности – отличительная черта третьей стадии формирования потребности в ПАВ. Сначала новая потребность доминирует в определенной ситуации, а впоследствии – независимо от ситуации. Она подчиняет прочие последствия, и как итог – индивид постоянно испытывает влечение к алкоголю (или другому ПАВ). Меняется общение – теперь все социальные контакты становятся способом добывания алкоголя или наркотика, способом вовлечения окружающих в зависимое поведение, и т.п. Объект зависимости становится потребностью, которую необходимо удовлетворять, к которой испытывается непреодолимое влечение.
Лечение
Дезинтоксикация с помощью тиоловых препаратов – 15-30 мл 30% раствора тиосульфата натрия внутримышечно или внутривенно, а также 5-15 мл 5% раствора унитиола, 10 мл 25% раствора сульфата магния внутримышечно или внутривенно и 10 мл 10% раствора хлорида кальция внутривенно ежедневно или через день, на курс 10-12 процедур; 2) витаминотерапия – 2-4 мл 6% раствора витамина B1, 1 мл 5% раствора витамина B6, 1 мл 1-5% раствора никотиновой кислоты, 1-3 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты внутримышечно ежедневно, на курс 10-15 инъекций; 3) психотропные средства при наличии психического компонента похмельного синдрома – транквилизаторы: седуксен по 0,005-0,01 г внутрь или внутримышечно 2-3 раза в день, элениум, тазепам по 0,01-0,02 г 2-3 раза в день, феназепам по 0,0005-0,001 г 2-3 раза в день; антидепрессанты (особенно показаны женщинам): амитриптилин по 0,025-0,01 г на ночь, азафен, пиразидол по 0,05-0,1 г 1-2 раза в день. Продолжительность приема зависит от особенностей состояния; корректоры поведения при наличии психопатоподобных расстройств – неулептил в дозах 0,01-0,02 г на ночь в течение всего курса симптоматического и активного течения, а нередко и в последующем; 4) снотворные – эуноктин (0,01 г), редедорм (0,005-0,01 г), адалин (0,3 г); микстура И.Г. Равкина в течение 3-7 дней; 5) холинолитические препараты, в первую очередь амизил и метамизил по 1-2 мг 1-2 раза в день, используемые как самостоятельно, так и для усиления действия психотропных и снотворных средств; противопоказаны при глаукоме; 6) инсулинотерапия – от 2 до 8 ЕД ежедневно в течение 0,5-2 нед. В питании должны преобладать продукты, богатые минеральными солями.
Вывод
Таким образом, вероятность формирования зависимости, в том числе и алкогольной, высока у тех личностей, которые не в состоянии справиться с неблагоприятными условиями самостоятельно. Другими словами, риск развития алкогольной зависимости выше у людей, чья жизнь перенасыщена стрессами (что и наблюдается, в частности, в подростковом возрасте). И выше у тех, кто обнаруживает качества социального общения, свойственные «слабой», эмоционально неустойчивой личности. Например, у индивидов с конформным или неустойчивым характером в общении проявляется неумение отстаивать собственные интересы, инертность, безволие, зависимость от обстоятельств; астеноневротический характер проявляется в чувстве слабости, беспомощности, тревоги, которые пропадают при употреблении алкоголя; эпилептоидному характеру алкоголь позволяет насладиться чувством власти над окружающими и т.п.
Организация профилактики алкогольной зависимости должна учитывать оба этих фактора. Необходима и социальная помощь людям, находящимся в «группе риска», то есть переживающим стресс, неустроенность. Также необходима и психологическая, коррекционная или терапевтическая помощь индивидам, личностно-склонным к формированию зависимостей.