Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 2 2
1 Petrozavodsk State University
2

В старшем подростковом возрасте вопросы, касающиеся изучения региональных различий профилей психофизиологической деятельности, а также познавательной активности учащихся, недостаточно изучены. Умение учащихся работать с поступающей информацией, развитие способности мыслить логически является одним из факторов, определяющих готовность к обучению, а также успешную адаптацию к учебной деятельности. По мнению специалистов в условиях Севера экологический стресс, проведение экзаменов в виде ЕГЭ, ИГА способствуют усилению психо-эмоционального стресса, значительному росту учащихся в группах высокого медико-социального риска. Учитывая, что в старшем школьном возрасте адаптационные системы организма характеризуются в определенной степени функциональной незрелостью, нам представлялось интересным изучение способности конструирования аналогий у обучающихся лицея, в зависимости от половой принадлежности.

Целью работы было изучение способности активного нахождения простых логических аналогий мышления у старшеклассников лицея. В исследовании участвовали 66 учащихся (36:д; 30:ю) муниципального бюджетного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Лицей №40», в возрасте 16,7±0,11 и 16,4±0,13 года, соответственно, без жалоб на состояние здоровья, с моторным предпочтением правой руки. Методом психометрирования, при помощи компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (программа «НейроСофт 2004, НС-ПсихоТест» г. Иваново), изучался уровень отвлеченного мышления с использованием клинического теста «логическое мышление», из 20 вопросов. Исследование проводили в первой половине дня, в фоновом состоянии. Согласно инструкции испытуемому, в каждом вопросе предлагалась пара слов, состоящих друг с другом в определенных логических отношениях; а также третье слово, к которому он должен был выбрать из списка слово, находящееся к нему в отношениях, аналогичных тем, в которых находилась первая пара слов. Например: вопрос №1. Школа – директор. Кружок – …, с вариантами ответа: 1) председатель 2) член 3) руководитель 4) заведующий 5) посетитель. Содержание вопросов теста было направлено на выявление у испытуемых уровня способности активного конструирования аналогий. Число правильных ответов при выполнении теста подсчитывали в баллах. Вычисляли индекс успешности (ИУ,%) по формуле:

ИУ = (Число правильных ответов / Общее число ответов) × 100.

Клиническая интерпретация способности к логическому мышлению проводилась в баллах по общепринятой шкале: <5 – «низкая», 5-11 – «средняя» и 12-20 – «высокая» способность. Полученные результаты обрабатывали в группах исследования, с использованием статистических методов. Изучение количественных показателей при выполнении тестового задания с конструированием логических аналогий у обучающихся лицея показало, что у девочек число правильных ответов составляло в среднем 9,8±0,47 балла, с колебаниями от 2 до 16 баллов, медиана равнялась 10 баллам. Величина ИУ у девочек составляла в среднем 49±3,1%, с колебаниями от 10% до 60%, медиана составляла 50%. У мальчиков число правильных ответов в тесте колебалось от 3 до 15 баллов, с медианой равной 11,5 баллов, и средней величиной 10±0,7 баллов. Величина ИУ у мальчиков, по сравнению с девочками, колебалась от 15% до 75%, медиана составляла 57,5%. В среднем значение ИУ у мальчиков соответствовало 50,2±3,6%. Статистический анализ, с привлечением критерия Манна-Уитни, не выявил существенных половых различий в результативности (р=0,717). Диагностика полученных результатов показала, что в популяции лицеистов наблюдается 3% лиц – с «высокой», 58,5% – со «средней» и 38,5% – с «низкой» способностью к логическому мышлению. При этом наибольшая вариабельность способности логического мышления отмечалась у девочек, лица с «низкой» способностью к логическому мышлению составляли 44,4%, со «средней» – 50%, с «высокой» – 5,6%. У мальчиков, лица с «низкой» способностью к логическому мышлению составляли 31%, и со «средней» – 69%.

Таким образом, старшеклассники лицея, как девочки, так и мальчики, характеризуются относительно низким уровнем операционной составляющей при активном конструировании аналогий. Считаем, что стихийное формирование приемов логического мышления в процессе обучения и воспитания старшеклассников лицея оказывает негативное влияние на развитие познавательного мышления.