Возрастающие требования к качеству медицинских услуг и сестринской помощи делают необходимым изучение вопроса критериев качества сестринской помощи.
В настоящее время качество сестринской помощи для пациента – это такие условия, в которых производилось сестринское вмешательство, реализовывались профессионализм медицинских сестер, их личностные качества, профессиональное общение и результат помощи соответствующий ожиданиям пациента.
В связи с этим, рассмотрение отдельных аспектов качества деятельности медицинской сестры и вопросов выявления критериев качества, повышающих уровень профессиональной компетентности, приобретают особую актуальность.
Исследованию вопросов качества медицинских услуг и сестринского ухода посвящено большое количество отечественных и зарубежных работ. Специалисты – сходятся во мнении, что значимыми критериями качества сестринской помощи являются профессионализм и внимательность. Опираясь на эти характеристики, можно предположить, что пациент, обращаясь за медицинской помощью, часто обеспокоен тем, в чьих руках он окажется и насколько квалифицированный специалист, будет оказывать ему помощь. При этом большую роль играет доверие пациента и способность медицинской сестры оказать квалифицированную помощь. Медицинской сестре важно учитывать психологическое состояние пациента и по возможности его улучшить, предупредительно сообщить о ходе выполнения манипуляции, о ее значимости, это может быть простой разговор, с целью отвлечения внимание пациента во время выполнения процедуры, для лучшей переносимости манипуляции.
Вместе с тем, при изучении факторов, влияющих на качество сестринской помощи, было выявлено, что способствуют повышению качества – эффективное руководство, квалифицированный персонал, наличие мотивации, высокий уровень оснащения, благоприятная производственная среда, учет и контроль. Снижают качество – жесткое планирование, необъективные показатели оценки работы, учет только количественных показателей, частые перестановки в руководстве и пр.
С целью анализа мнений о критериях качества сестринской помощи, нами был проведен опрос студентов – будущих медицинских сестер Московского областного медицинского колледжа № 1. Студенты отмечали, что стаж, не является критерием и залогом качественного оказания сестринской помощи, все зависит от специалиста, который осуществляет эту деятельность. При этом, было установлено, что влияет на оказание сестринских услуг, так называемый «человеческий фактор»: состояние здоровья медицинского работника, его эмоциональный настрой в момент оказания помощи. У данной категории сотрудников должно быть достаточно времени для сна и отдыха, поскольку длительная напряженная работа в условиях постоянного напряжения, а нередко и при экстремальных ситуациях, постепенно приводит к профессиональному и эмоциональному выгоранию, вследствие чего страдает качество медицинской помощи и выздоровление пациента. Кроме этого, опрос позволил констатировать, что помимо равновесного режима труда и отдыха, медицинским сестрам важно дать возможность профессионально развиваться, совершенствоваться, реализовывать свой потенциал, возможность делиться опытом, заниматься научно-исследовательской работой. Все это поможет создавать благоприятную рабочую атмосферу и снизить количество внутренних конфликтов. При этом, возможность профессионального развития может являться способом мотивирования медицинских сестер к совершенствованию своей работы. На рис.1 отражены результаты опроса студентов специальности «Сестринское дело»:
Рис. 1. Опрос студентов специальности «Сестринское дело»
1. Возраст 20-40 лет и 40 лет и старше;
2. Наиболее значимое качество медицинской сестры – профессионализм;
3. Критерии качества сестринской помощи – уровень профессионализма и внимательность;
4. Влияние стажа медицинской сестры на качество ее работы.
Таким образом, структура понятия «качество» может включать внутреннюю и внешнюю составляющие. И основными критериями качества медицинской помощи являются не только результативность работы, ее эффективность, но прежде всего, способность медицинской сестры влиять на пациента с помощью своих личностных и профессионально – значимых качеств.