Основная характеристика технологических информационных медицинских систем. Для данных медицинских информационных систем объектом описания является человек (пациент), пользователем – медицинский работник (врачи, лаборанты, медицинские сестры медицинских учреждений), информация интегрируется на уровне 1 пациента, решаемой социальной задачей – обеспечение автоматизации процесса сбора и обработки биомедицинской информации для диагностики состояния человеках[1-2].
Классификация технологических информационных медицинских систем может быть представлена следующим образом:
I. АСКЛИ – автоматизированные системы клинико-лабораторных исследований, включая программно-аппаратные комплексы, предназначенные для функциональной, лучевой и лабораторной диагностики;
II. АСКВД – автоматизированные системы консультативно-вычислительной диагностики, включая системы, основанные на методах математической статистики, экспертные системы и телемедицинские консультативные системы;
III. АСВЛТ – автоматизированные системы выбора лечебной тактики, расчета доз медикаментов или режима лучевого воздействия, физиотерапевтического лечения и др.;
IV. АСПИН – автоматизированные системы постоянного интенсивного наблюдения для послеоперационных палат, реанимационных отделений, ожоговых центров и т.д.;
V. АСПОН – автоматизированные системы профилактических осмотров населения.
Основная характеристика ресурсных информационных медицинских систем:
Сущность пользования данными системами сводится к информационному обеспечению отношений экономистов и бухгалтеров учреждений здравоохранения и руководителей этих учреждений, а также аналогичных сотрудников вышестоящего органа управления здравоохранением. Для данных информационных систем объектом описания являются финансовые документы, лекарства, материально-технические средства медицинского назначения, пользователями – менеджеры, финансовые работники лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, информация агрегируется по иерархическим уровням объектов и субъектов здравоохранения; решаемой социальной задачей – автоматизация планирования учета и отчетности объектов и субъектов здравоохранения [3-6].
Ресурсные информационные медицинские системы (РИМС) могут быть классифицированы следующим образом:
I. АСФОБ – автоматизированные системы финансового обеспечения,включая планирование бюджета, формирование программ госгарантий субъектов РФ и муниципальных ОУЗ, обеспечение текущего накопительногоучета расходов и формирование итоговой отчетности учреждениями здравоохранения, СМО и фондами ОМС;
II. АСКОБ – автоматизированные системы краткосрочного и среднесрочного планирования воспроизводства медицинских работников по профилям их деятельности;
III. АСМОБ – автоматизированные информационные системы медикаментозного обеспечения населения, включая льготников, а также планирования производства, закупки и распределения по территориальным аптечным складам, ЛПУ, аптечной сети;
IV. АСМТО – автоматизированные системы планирования производства, закупок и распределения изделий медицинской промышленности.
При разработке МИС также должна быть обеспечена поддержка конкуренции среди производителей медицинских информационных систем; информационных систем, автоматизирующих административно-хозяйственную деятельность медицинских организаций, а также иных специализированных прикладных информационных систем, создание и развитие которых может финансироваться за счет частных инвестиций в условиях конкурентного рынка.
Ресурсное обеспечение создания и сопровождения единой медицинской информационной системы предполагает:
• Финансовое обеспечение создания Федерального центра обработки данных (ЦОДа), а также временной площадки Федерального ЦОДа, в т.ч. в части обеспечения информационной безопасности, разработки и размещения на ней основных централизованных общесистемных компонентов.
• Финансовое обеспечение создания и внедрения региональных прикладных компонентов, обеспечения подключения медицинских учреждений к сети Интернет, их оснащения компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и средствами информационной безопасности, а также внедрение федеральных транзакционных систем и доработка существующих информационных систем в медицинских учреждениях для обеспечения интеграции с федеральными компонентами .
• Финансовое обеспечение создания иных региональных информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе в части обеспечения их информационной безопасности, осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.