Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
2410 KB

Актуальность внедрения в современное высшее образование компетентностного подхода несомненна, так как его реализация сближает полученные в вузе знания и навыки с решением профессиональных задач в будущей трудовой деятельности. Это достигается с помощью овладения определенными ФГОС общекультурными и профессиональными компетенциями. Основой для овладения компетенциями является особая организация познавательной деятельности студентов, в которой особое значение приобретают механизмы планирования, анализа, рефлексии, самооценка успешности собственной деятельности, овладение эвристическими методами решения проблем.

Чтобы студенту по окончанию учебы обладать необходимым набором компетенций для своей трудовой деятельности, необходимо уже с первого курса осознать этот набор компетенций, способы развития и приобретения необходимых знаний и навыком. В этом и заключается проблема, ведь студент на начальном этапе может не осознавать необходимость тех или иных навыков и уж тем более какими способами их развить.

Практическое осмысление своей деятельности с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) оптимальным способом представляет собой процесс целеполагания. для оптимизации целеполагания студентов нами предложена методика информационной поддержки этого процесса. В основу программного комплекса целеполагания формирования компетенций мы заложили этапы постановки цели (кем я хочу быть?), планирования (что я умею и могу?), моделирования (соответствую ли я требованиям?), анализ результатов (что мне нужно для этого сделать?) и обратная связь (соответствует ли ожиданиям результат?) (модель саморегуляции В.И. Моросановой).

Клиентская часть программного комплекса разработана на JavaScript с библиотекой jQuery в связке с HTML и CSS. Серверная часть разработана на языке сценариев PHP с открытым исходным кодом, в качестве базы данных используется MySQL 5.5.

С помощью программного комплекса, студент может оценить свою компетентность в различных областях, сопоставить имеющийся набор компетенций с необходимым для интересующих профессиональных областей, проанализировать какой набор компетенций необходимо еще получить, а также сформировать рекомендации для их освоения.

Работа в программном комплексе включает в себя несколько этапов. Первый этап связан с формированием исходных данных: студент регистрируется в программном комплексе, затем проходит опрос, включающий себя 40 вопросов (самооценка формируемых компетенций по ФГОС). После определения уровня освоенности компетенций студенту предлагается выбрать из списка дополнительные критерии, например наличие водительских прав, владение компьютерными программами и знание языков. по завершению ввода исходных данных комплекс формирует таблицу-портфолио студента, где указывается какими компетенциями владеет студент и каков их уровень.

На втором этапе студент осознает уровень профессиональной пригодности и соответствие требованиям. Программный комплекс содержит базу данных, в которой находится перечень компетенций, соответствующие различным трудовым квалификациям и должностям. для этого студенту необходимо выбрать из базы данных одну или несколько предпочитаемых профессий. Например, студент стремится работать в сфере компьютерных технологий на должности руководителя проектов, но для этого уровень его профессиональных компетенций не достаточно высок.

Программный комплекс выводит сравнительную таблицу, в которой отображает уровень имеющихся компетенций (низкий, средний, высокий) в процентном соотношении к необходимым, а также выведет список компетенций, которые вообще отсутствуют. С этого момента перед студентом стоит выбор, либо подтвердить выбранную должность и далее комплекс выведет рекомендации по развитию имеющихся и недостающих компетенций, либо просмотреть список близких профессий, с иным набором компетенций.

И так студент может искать подходящие сферы профессиональной деятельности до тех пор, пока выбор не будет соответствовать его целевым установкам. Таким образом, с помощью программного комплекса, студент может оценить себя с точки зрения профессионального соответствия на претендуемую должность, а также проанализировать какие навыки и умения необходимо развить у себя, чтобы соответствовать профессиональной квалификации.

Выполнено в рамках государственного задания вузам (НИР № 553 «Психологические детерминанты формирования компетентности студента вуза»)