Согласно проведенным исследованиям при проектировании микроспутника важной задачей является создание унифицированной конструкции платформы УКП. Основными силовыми элементами корпуса являются платформа с четырьмя стойками, рамы и ребра жесткости, выполненные в виде уголков. Платформа имеет монтажные отверстия по всему периметру, для облегчения веса конструкции, а также придания ей универсальности, т.е. создания и наращивания различных модулей полезной и служебной нагрузок. Корпус имеет геометрические размеры 300×300×300 мм. Все детали выполнены из конструкционного материала АБМ-3М. Масса корпуса составляет 2 килограмма.
Рис. 1. Составные элементы корпуса
Необходимость в расчете собственных частот возникает при анализе динамического поведения конструкции под действием переменных нагрузок. Наиболее распространена ситуация, когда при проектировании требуется убедиться в малой вероятности возникновения в условиях эксплуатации такого механического явления, как резонанс. Известно, что резонансы наблюдаются на частотах, близких к частотам собственных колебаний конструкции [1].
Известно, что двигатель-маховик, установленные на борту УКП, работают в диапазоне частот 10-100 Гц, значит, нижние собственные частоты корпуса должны превышать верхнюю границу этого диапазона.
Для проведения проверочных расчетов в программном модуле T-FLEX Анализ необходима конечно-элементная модель (рис. 2).
После задания необходимых начальных условий, проводится определение значений собственных резонансных частот корпуса на рис. 3 представлены четыре формы колебаний конструкции корпуса.
На рисунке показаны наиболее нагруженные участки, которые подвержены негативному воздействию резонансных колебаний, а также указаны максимальные значения деформаций и нагружений в конструкции.
Рис. 2. Конечно-элементная модель корпуса
Рис. 3. Формы собственных колебаний корпуса
Таблица 1
Результаты собственных резонансных частот конструкции корпуса для каждой формы колебаний
Форма колебаний |
Значение резонансной частоты, Гц |
1 |
706,144 |
2 |
720,777 |
3 |
1052,294 |
4 |
1098,482 |
Полученные результаты частотного анализа показывают, что конструкция является работоспособной, с большим запасом по значениям частот вынужденных механических воздействий.
Квазистатическая нагрузка – это один из видов перегрузок, которые испытывает спутник при выводе на орбиту. Проверочный расчет также проводится с помощью программного модуля T-FLEX Анализ «Статический анализ».
Основная цель статического прочностного анализа конструкций заключается в оценке напряжённого состояния конструкции, находящейся под действием не изменяющихся во времени (статических) силовых воздействий. Условие прочности в общем случае формулируется следующим образом [1]:
Напряжения s, возникающие в конструкции, под действием приложенных к ней внешних сил должны быть меньше допускаемых напряжений [σ] для данного конструкционного материала с учётом коэффициента запаса Kзап по прочности.
.
Для проведения статического анализа создается конечно-элементная модель в программном модуле T-FLEX Анализ, с заданием всех начальных условий: (рис. 4).
Рис. 4. Конечно-элементная модель микроспутника, с начальными условиями
Проектирование и испытания на воздействие квазистатических перегрузок проводиться с учетом коэффициента безопасности, значение которого устанавливается нормативно-технической документацией на ракетно-космическую технику:
– при наземной эксплуатации – 2,0;
– при старте на участке движения в ТПК – 1,5;
– при старте после выхода из ТПК – 1,3;
– в полете – 1,3
Корпус микроспутника должен сохранять работоспособность после воздействия перегрузок: на Земле во время транспортировки, а также на участке вывода на рабочую орбиту и при отделении от носителя.
Величины нагрузок перекрываются величинами полетных нагрузок. В табл. 2 представлены значения полетных перегрузок.
Таблица 2
Величины полетных перегрузок
Случай эксплуатации |
Перегрузка, g |
|
Продольная (X) |
Поперечная (Y, Z) |
|
Старт |
3,6±0,7 |
±2,5 |
Полет 1 ступени |
8,6±0,5 |
-0,5±1,0 |
Полет 2 ступени |
7,8±0,5 |
±0,8 |
Полет 3 ступени |
-0,5±3,4 |
±0,7 |
Действующие перегрузки:
– поперечные перегрузки могут действовать в любом направлении одновременно с осевыми перегрузками;
– гравитационные перегрузки учтены;
– динамические перегрузки учтены;
– длительность воздействия: 700 секунд.
Исходя из этого, корпус проверяется на воздействие квазистатических перегрузок.
,
где Fi – сила, действующая по осям нагружения, Н; g – величина перегрузки, м/с2; m – масса проверяемого объекта, кг; kзап – коэффициент запаса (2,0).
Полученные перегрузки прикладываются в виде усилий по всем трем осям к конечно-элементной модели как показано на рисунке 4. Наибольшие перегрузки действуют при работе первой ступени ракеты-носителя. Результаты расчетов приведены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты статического анализа первой ступени полета
Исследуемый параметр |
Значение |
|
Минимум |
Максимум |
|
Перемещения, модуль, м |
0 |
1,797⋅10–5 |
Деформации эквивалентные, м |
1,172⋅10–11 |
1,307⋅10–6 |
Напряжения эквивалентные, Н/м2 |
1,091⋅106 |
2,639⋅105 |
К-т запаса по эквивалентным напряжениям |
320,7 |
1326 |
Результаты анализов говорят о том, что эквивалентные деформации при воздействии нагрузки на корпус микроспутника составляют 1,307⋅10–6 метра, т.е. 1,3 микрона. Такая величина не способна вызвать существенные проблемы при эксплуатации корпуса, и никак не повлияет на его полноценную работу.
Рис. 5. Результаты статического анализа корпуса
Максимальное значение эквивалентных напряжений составляет 2,639⋅105 Н/м2, с учетом коэффициента запаса эта величина будет вдвое больше, но все равно не превысит допустимые напряжения для конструкционного материала АБМ-3М ( Н/м2).
Коэффициент запаса по эквивалентным напряжениям показывает, что существует большой запас прочности для спроектированной конструкции корпуса ().
Результаты деформации модели по четырем параметрам представлены на рис. 5.