Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
2437 KB

Автоматизация производственной и управленческой деятельности. применяется практически везде, как в промышленной сфере, так и в офисах. Малые предприятия также оптимизируют свою работу с помощью внедрения автоматизированных рабочих мест руководителей. В настоящее время чрезвычайно распространены малые предприятия в сфере оказания медицинских услуг, в частности, стоматологических. В связи с ограниченностью финансовых возможностей малых предприятий требуется АИС, совмещающая все аспекты ее деятельности.

Актуальность автоматизированной системы в стоматологии обусловлена необходимостью использования постоянно растущих объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач. Стоматологическая служба является специфической областью медицинского обслуживания, имеющей ряд существенных особенностей: преимущественно амбулаторный характер оказания помощи при практически 100-процентной заболеваемости населения.

Внедрение программного комплекса, ядром которого является электронная амбулаторная карта, в значительной мере уменьшает бумажный документооборот, при этом повышается оперативность и качество ведения медицинской документации, повышается ее достоверность и доступность. Использование шаблонов и справочников при заполнении амбулаторной карты в программном комплексе минимизирует время, необходимое для оформления записи о лечебно-диагностическом процессе. При этом создаются условия для полного выполнения унифицированных требований к качеству медицинских документов.

Анализ результатов анкетирования пациентов показал, что субъективное восприятие качества медицинской поликлинической помощи существенно зависит от времени ожидания врачебного приема. Соответственно этому, высокая оценка качества медицинского обслуживания в значительной мере связана с хорошей организацией распределения потока пациентов на основе применения информационных технологий (информационная поддержка работы регистрации и оказания врачебной помощи).

Применение компьютерных систем в деятельности стоматологических поликлиник позволяет на практике реализовать методы теории систем массового обслуживания, что обеспечивает рациональное использование имеющихся материально – технических ресурсов

Предлагаемая АИС «ДЕНТ» предназначена для информационной поддержки эффективного осуществления функций медицинского учреждения стоматологического профиля за счет управления информационными потоками, сбора, анализа и обработки данных, получаемых в результате обследований и лечения амбулаторных пациентов и сопутствующих документов. Среда разработки – Delphi XE 7, в качестве хранилища баз данных используется MySQL Server.

Автоматизированная система «ДЕНТ» включает следующие функциональные подсистемы:

• подсистема «Регистратура/терапия»;

• подсистема «Регистратура/ортопедия»;

• подсистема «Врач стоматолог (ортопед)»;

• подсистема «Врач стоматолог (терапевт)»;

• подсистема «Статистика»;

• подсистема «Экономист»;

• подсистема «Стоматологический рентген-кабинет»;

• подсистема «Администратор АИС».

Регистратура – один из основных «органов» стоматологической клиники, который должен бесперебойно работать, предоставляя объемную информацию о деятельности клиники, как клиентам, так и медикам. Администратор работает с огромным объемом информации – ведет базу данных пациентов, расписание приема докторов, заводит амбулаторные карты пациентов, совершает звонки, производит расчет с клиентами. Благодаря программным продуктам, администратор производит ведение гибкого расписания работы медиков поликлиники с персональной детализацией до определенной даты. на основании сетки приема осуществляется запись пациентов. В рамках программы администратор может производить телемаркетинг: создавать SMS-рассылки с оповещением о проводимых акциях, текущих скидках, напоминать о записи на обследование. Если пациент обращается в клинику в первый раз, то администратор при помощи программных средств создает электронную карту пациента, куда потом заносится вся история заболевания, проводимые обследования, оказанные услуги, результаты рентгенологического обследования, отражаются расчеты с пациентами. Принципиально отметить, что в электронной карте предусмотрена также и зубная карта, где отмечаются состояния зубов, вид заболевания, подвижность и т. д. Благодаря единой информационной системе поликлиники данная электронная карта пациента доступна всем врачам. Факт приема пациента с детализацией по датам и наименованиям оказанных услуг отмечает лечащий врач-стоматолог.

teh44.tiff

Рис. 1. Структура АИС «ДЕНТ»

Программное обеспечение вышеуказанных подсистем является достаточно универсальным и легко адаптируемым для учета индивидуальности и специализации учреждений здравоохранения амбулаторно-поликлинического типа.

Система «ДЕНТ» обеспечивает информационную поддержку выполнения следующих функций:

• стандартизированное и оптимизированное накопление информации в местах ее возникновения;

• ведение разделов электронной амбулаторной карты, с возможностью получения бумажных копий;

• ведение истории посещений больного;

• создание единого архива медицинских данных и рентгеновских панорамных снимков;

• оперативный доступ ко всей совокупности медицинской информации;

• формирование статистической отчетности, поддержка возможности экспорта отчетов в Microsoft Word и Microsoft Excel;

• контроль расходных материалов клиники;

• обеспечение процедур разграничения прав доступа к информации.

Система «ДЕНТ» позволяет создать единую информационную среду медицинского учреждения для качественного медицинского обслуживания пациентов.

К достоинствам данной системы можно отнести:

• архитектура «клиент-сервер»;

• единая база данных у всех клиентов данной системы;

• безопасность данных, каждый пользователь авторизуется на сервере;

• Внедрение системы «ДЕНТ» позволяет:

• повысить экономичность и эффективность лечебно-диагностического процесса;

• повысить эффективность труда медицинского персонала;

• обеспечить большую преемственность лечебно-диагностической помощи, оказываемой пациентам;

• улучшить взаимодействие медицинских служб учреждения.

Кроме того, использование автоматизированной системы обеспечит повышение качества управленческих решений.