Мировая и отечественная статистика свидетельствует, что главным виновником производственных травм и несчастных случаев является не техника, не организация труда, а сам работник. Так называемый человеческий фактор. Поэтому исследование индивидуально-психофизиологических особенностей личности и, в первую очередь, склонности к риску, имеет существенное значение.
В работе приводятся результаты исследований уровня склонности к риску у студентов 2-5 курсов технологического факультета ФГБОУ ВПО Уфимского государственного нефтяного технического университета.
При исследовании авторами был использован тест-опросник «PSK» Г.Шуберта «Диагностика уровня личностной готовности к риску».
Исследования уровня склонности к риску показали:
1. У студентов 2 курса наблюдается преобладание высокого уровня склонности к риску.
2. У студентов 3-4 курсов – средний уровень склонности к риску.
3. У студентов 5 курса – низкий уровень склонности к риску.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем склонности к риску и годом обучения студентов. по мере освоения предметной области «Системы технологической безопасности в нефтегазовой отрасли» снижается склонность к риску и повышается готовность к нему. Очевидно, что нарушения правил безопасной эксплуатации производства, связанные со склонностью к риску производственного персонала, будут минимальны. Поэтому в формировании у студентов положительной мотивации к труду и к его безопасности необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения, способствующие приобретению знаний, умений и навыков безопасного поведения.
Исследование различных образовательных технологий, методов и форм профессиональной подготовки специалистов позволило определить наиболее эффективные.