Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RESEARCH WORK OF STUDENTS AS A COMPONENT OF TRAINING IN THE MODERN HIGH SCHOOL

Kalandarishvili Z.N. 1 Kochisov Ch.V. 1
1 SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES
The research work of students is a critical component in the preparation of experts in high school, it becomes a component of an organic whole educational process. In this regard, it is necessary to build such a way that students not only receive a certain amount of knowledge in accordance with the program, but also worked out the desire for self-searching, improving the knowledge gained, set them to master research methods, non-standard techniques of solving scientific problems, taught to analyze and summarize the various information streams. The main task of the teacher in the organization of scientific research - to develop the motivation to attract students to work together. Teacher main organizer and coordinator of the creative activity of students. High professionalism of teachers, pedagogical skills originate in student interest and desire to become involved in scientific work, resulting in dramatically increased cognitive activity, which gets more and imaginative.
research work
learning process
cognitive activity student
teaching activities
Сегодня научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших компонентов при  подготовке специалистов в вузе, она становится органическим составным элементом всего учебного процесса. В связи с этим его необходимо строить таким образом, чтобы студенты не только получали определённую сумму знаний в соответствии с программой, но и вырабатывали стремление к самостоятельному поиску, совершенствованию полученных знаний, настраивал их на овладение научно-исследовательскими методами, нестандартными приёмами решения научных проблем, учил анализировать и обобщать потоки различной информации. Основная задача  преподавателя при организации научно-исследовательской деятельности - выработать мотивацию для привлечения студентов к совместной деятельности. Преподаватель главный организатор и координатор творческой деятельности студентов. Высокий профессионализм преподавателей, педагогическое мастерство зарождают в студенте интерес и желание самим участвовать в научной работе, в результате чего резко возрастает познавательная активность, которая приобретает ещё и творческий характер [4].

Знания и опыт профессиональной деятельности накапливаются у студента постепенно. Применять свои творческие возможности студентам необходимо с первых дней обучения в вузе, так как творческий потенциал каждой отдельной личности развивается в зависимости от ее жизнедеятельности, и если его не актуализировать, то  творческий потенциал так и останется лишь предпосылками к творческой деятельности. Творческий потенциал не является неизменным, данным изначально. Как отмечает К. Роджерс, «человек - это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик» [6].

При исследовании процесса развития творческого потенциала личности студента надо учитывать, что для личности не безразлично, в условиях какой большой группы осуществляется этот процесс. Та среда, в которой личность осуществляет процесс развития своего творческого потенциала, испытывает воздействие, в частности, через традиции, обычаи, привычки и образ жизни. «От того, какой будет среда, равнодействующая ли она,  которая сложится из системы таких воздействий, - пишет Г.М. Андреева, - от которых будет зависит конкретный результат...» [7].

Так как процесс становления личности будущего специалиста в условиях обучения в вузе представляет собой целостную систему, рассмотрим, в какой степени цель обучения реализовывается в современном содержании.

На современном этапе научно-исследовательская работа студентов имеет важнейшее значение. Во-первых, овладение фундаментальными дисциплинами требует от студентов овладения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными. Во-вторых, НИР позволяет наиболее полно выявить индивидуальность, творческие способности, особенности восприятия мира. В-третьих, в исследовательской деятельности гармонично реализовывается как рациональность, так и эмоциональность личности студента. В-четвертых, обучение студентов высших учебных заведений исследовательской деятельности является необходимым компонентом их профессиональной подготовки. Все перечисленное свидетельствует о том, что система научно-исследовательской работы способствует развитию творческого потенциала личности студента.

Р.Л. Акофф отмечает, что если учащиеся в течение всего учебного времени ориентируются на решение задач и оцениваются по способности это делать, то они будут ожидать того, что задачи им будут ставиться и в профессиональной деятельности. Однако их приходится извлекать из реальных ситуаций, чему студентов в вузе не учат [6].

В.К.Сидоренко, и П.В. Дмитренко отмечают, что выполнение научно-исследовательских работ студентами создает возможность реализации своих творческих сил, обеспечить «становление своего опыта,  выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности» [7].

В.И. Андреев полагает, что научно-исследовательская деятельность представляет собой активную познавательную деятельность, а всякой основой познавательной деятельности является активность отражения [5].

Таким образом, одним из средств, для осуществления реализации и развития творческих способностей будущего специалиста является выполнение студентами научно-исследовательской деятельности, которая  включает:

  • учение, поскольку она направлена на освоение нового опыта в специально созданных условиях;
  • познание, в результате которого появляется новое знание о мире;
  • практику, формирующую опыт профессиональной деятельности;
  • общение - деловое, коллективное, личностное.

Кроме того, научно-исследовательская работа студентов удовлетворяет основным условиям соответствия средствам воспитания:

  • с выполнением работ научно-исследовательского характера связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности;
  • научно-исследовательская деятельность выделена как область освоения в знаково-символьной форме;
  • научно-исследовательская работа студентов вместе со своей информацией включена в общение и совместную деятельность обучающего с обучаемыми.

Ученые выделяют следующие признаки научно-исследовательской работы и определяют ее как:

  • самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев);
  • деятельность, ориентированная на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов);
  • деятельность, связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский);
  • деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский);
  • деятельность, вызванная познавательными мотивами (А.М. Матюшкин);
  • систему воспитания творческой личности (А.А. Листопад, Т.И. Койчева).

Для научно-исследовательской работы студентов, как для одной из форм учебного процесса, характерно удачное сочетание обучения и практики. В рамках этой работы студент приобретает сначала основные навыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать теоретические знания в исследованиях, которые связаны с практикой.

Опрос студентов 2 и 3 курсов юридического факультета  СПбГУП, с целью исследования их вовлеченности в вузовскую систему научно-исследовательской деятельности, позволяет говорить о об активном участии в научной работе на факультете  всего 25,2% студентов, более, чем у 43,3% девушек и юношей не возникает желания заниматься научно-исследовательской работой, 31,3% студентов в настоящее время не принимают участие в научной работе, но выражают желание это делать в дальнейшем.

Основными причинами нежелания включаться в научно-исследовательский процесс студентами названы такие, как отсутствие интереса к научно-исследовательской работе отметили 18,7% юношей и девушек, никто не привлекал меня лично к научной работе, об этом высказалось 36,9% студентов; «мне пока это не интересно» так ответило 44,4% студентов. Студенты оправдывают низкую вовлеченность в исследовательский процесс нехваткой времени - 61,8%; а также отсутствием  интереса к научной работе. Наряду с недостаточным количеством свободного времени для занятия НИР студенты 2-го курса обращали внимание на недостаточную информированность о проводящихся в вузе научных исследованиях

Обычно содержание обучения направлено на то, что в высшей школе у будущих специалистов вырабатывается устойчивый стереотип ожидания чужих целей и того, что кто-то должен предложить план по их достижению. Как следствие этого - отсутствие стремления к осуществлению личного анализа собственной деятельности, невозможность предъявления самооценки и согласования ее с оценкой другого [1].

К сожалению, приходиться констатировать, что уровень вовлеченности современных студентов в научно-исследовательскую работу является низким, а это, в свою очередь, снижает реальные возможности развития творческого потенциала студентов [3]. То обстоятельство, что в качестве часто встречающихся причин неучастия в НИР студенты отмечают отсутствие интереса к научной работе, еще раз говорит о том, что особое внимание необходимо обратить на интеграцию деятельности всех субъектов образовательного пространства.

Условием успешного развития НИРС должен стать комплексный подход ее планирования и организации.

Основными задачами развития НИРС, на наш взгляд,  являются:

  • усовершенствование содержания и структуры системы НИРС;
  • широкое и качественное внедрение НИР в учебный процесс;
  • расширения НИРС, выполняемой сверх учебных планов;
  • повышение уровня научных исследований студентов и их внедрения в практику;
  • проведение организационно-массовых мероприятий для усовершенствования организации и подведения результатов НИРС;
  • усиление работы по изучению, обобщению и распространению опыта организации НИРС;
  • разработка научной тематики по проблемам НИРС в высших учебных заведениях;
  • разработка эффективной системы стимулирования студентов и преподавателей, принимающих активное участие в НИР.

Таким образом, можно констатировать, что в высшей школе накоплен значительный потенциал различных форм организации НИРС. Активизируются новые формы организации научно-исследовательской работы студентов, основанные на принципах самоорганизации, деятельности временных творческих коллективов и др. Эффективность процесса развития творческого потенциала личности студента всецело зависит от умения субъектов образовательного пространства  стимулировать участие студентов в различных направлениях вузовской научно-исследовательской деятельности, направляя все усилия на решение основной задачи высшей школы - сформировать специалиста с творческим мышлением.

На наш взгляд, главное в научно-исследовательской деятельности то, что студент находится в ситуации, когда он должен самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, познавать новое. В результате происходит качественный подъём личности на очередную ступень развития, такая деятельность становится необходимостью. А это залог профессионального роста специалиста.