Обеспечение национальной безопасности является важнейшей целью государства. Одна из ее главных составных частей – продовольственная безопасность, изложена в соответствующей Доктрине, утвержденной указом Президента РФ от 30.01.2010 №120. Состояние продовольственной безопасности в ней оценивается через определение удельного веса отечественной продукции в общем объеме данного товара с учётом импорта в страну. А установленные в Доктрине пороговые значения показателя служат ориентиром, ниже которого опускаться нежелательно для экономики. По молоку и молокопродуктам этот показатель составляет 90%. Согласно последним данным Росстата, можно оценить объемы производства и импорта продовольственной продукции, включенной в запретный список, и сравнили удельный вес этой продукции с пороговым показателем, закрепленным в Доктрине (табл. 1).
Перспективы развития рынка молочной продукции являются одной из самых актуальных проблем продовольственной безопасности страны. Превышение директивных показателей Доктрины говорит о том, что Россия вполне способна самостоятельно обеспечить граждан страны продовольственной продукцией. Эмбарго на ввоз в Россию молочных продуктов не нанесет ущерб российским потребителям. А ввод санкций, с точки зрения продовольственной безопасности Российской Федерации, не должен нанести урон экономике страны.
Таблица 1.
Расчет удельного веса продовольственной продукции в общем объеме ресурсов молока и молочной продукции в России
Наименование товара, запрещенного к ввозу в РФ |
Объем ввоза в 2014г., тыс. тонн |
Объем производства в 2014г. в России, тыс. тонн |
Удельный вес продукции в общем объеме ресурсов, % |
Пороговый показатель согласно Доктрине, % |
Превышение, п.п. |
Молоко и молочная продукция |
650,5 |
12 200,0 |
99,9 |
90 |
+9,9 |
Значительная доля российского молока направляется для переработки и производства молочной продукции (рис.1, рис.2.).
Рис.1. Доли рынка молочной продукции в натуральном выражении (в % от объема рынка)
Безусловно, события, произошедшие в России в начале августа прошлого года, потянули за собой цепочку последствий, которая, в данный момент, не имеет в ближайшей перспективе логического завершения. Что же происходит сейчас в такой социально-чувствительной подотрасли, как молочное скотоводство? Насколько наша страна импортозависима на рынке молочной продукции?
Согласно последним статистическим данным, ситуация на рынке молока не самая худшая. За 10 месяцев 2014 года объем производства сырого молока в крупных, средних и малых сельхозорганизациях вырос на 2,1% по отношению к аналогичному периоду 2013 года и составил 12,2 млн тонн, сообщает Минсельхоз. Производительность в СХО выросла на 7,8% и составила 4546кг на одну корову.
Прирост производства молока обеспечили 44 региона страны, увеличение объемов более чем на 30 тыс. тонн достигнуто в СХО Удмуртской Республики (+35,1 тыс. тонн), в Татарстане (+32,3 тыс. тонн), Свердловской области (+30,8 тыс. тонн), Воронежской области (+30,3 тыс. тонн).
Рис. 2. Потребление молока по различным сегментам рынка (доля рынка, %)
Производство сливочного масла, сыров и продуктов сырных, сухих молочных продуктов увеличилось соответственно на 14,7%, 11% и 31,1% относительно аналогичного 2013 периода. Хотелось бы отметить положительную динамику - на молочном рынке сохраняется стабильный спрос на цельномолочную продукцию. Средняя цена на рынке сырого молока за октябрь составила 19,77 рубля/кг.
Таблица 2
Объемы производства молока
(тыс. тонн, данные Росстата на 28.01.2015)
|
2012 |
2013 |
В % к 2012 г. |
2014 |
В % к 2013 г. |
Потребность производства молока относительно мед. нормы (340 кг/год на человека) |
Отношение потребности и реального производства молока на 2014 г |
Сельскохозяйственные организации |
14752 |
14046 |
95.21 |
14379 (в т.ч. 21 - Крым) |
102,4 |
|
|
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
1719 |
1804 |
104,9 |
1913 |
106,04 |
||
Хозяйства населения |
15284 |
14678 |
96,03 |
14552 ( в т.ч. 271 - Крым) |
99,2 |
||
ВСЕГО |
31756 |
30529 |
96,1 |
30845 (в т.ч. 292 - Крым) |
101,04 |
49640 |
18795 |
На основании данных табл.2 можем констатировать, что в 2014 году наблюдается динамика роста производства цельного молока. При этом в производстве цельного молока мы наблюдаем незначительные потери (0.8%) только в личных подсобных хозяйствах. В производстве основных молочных продуктов мы наблюдаем стабильный рост по всем видам продукции [1]. Хочется отметить, что динамика собственного производства молока, также как и поголовья дойного стада на протяжении четверти века отмечает общую тенденцию снижения, с периодами некого оживления. И как следствие, импорт начинает ускоренно заполнять образовавшуюся нишу продовольственного сектора.
Российский рынок лишился трети импортного молока после контр санкций. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы РФ за III квартал 2014 г. Импорт продуктов при этом в РФ из «санкционного списка» резко сократился в III квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., поставки молочных товаров в натуральном выражении упали на 26%. Тем не менее, следует отметить, что на территории РФ остались иностранные предприятия, которые так же полноценно функционируют и будут продолжать свою производственную деятельность, не смотря на действие санкций.
Рис. 3. Крупнейшие страны-импортеры сливочного масла, молочных жиров и паст в Россию (тыс. тонн)
Предварительные данные ФТС подтверждают, что с октября, то есть с начала IV квартала, выбывшие продукты стали замещаться быстрее: ввоз молочных продуктов за этот месяц увеличился к сентябрю на 44,7%.
С июля 2013 года и до введения ответных санкций ежемесячные поставки цельномолочной продукции на территорию России составляли приблизительно 4 тыс. тонн. В августе 2014 года страны-импортеры успели ввезти 874 тонны, а с сентября по отчетную дату ноября 2014 было ввезено всего около 50 тонн цельного молока.
Пять основных стран-импортеров поставили в Россию в 2013 году около 36 тыс. тонн (около 90%) из общего объема 41175 тонн ЦМП. Лидером поставок стала Финляндия 18 тыс. тонн (45%). Эстония поставила более 8 тысяч тонн (20%). Доли Франции, Литвы, Польши составили от 7 до 10%.
Снижение объемов импорта цельномолочной продукции происходит на фоне увеличения поставок из Республики Беларусь в январе-сентябре 2014 года до 233 тыс. тонн (плюс 12,3% к январю-сентябрю 2013 года). То есть увеличение ежемесячных объемов поставок в среднем составляет более 3 тыс. тонн.
А вот объемы российского производства за 9 месяцев 2014 года уменьшились к соответствующему периоду прошлого года на 148 тыс. тонн (минус 1,7%). Главной причиной является снижение платежеспособности российского населения и, как следствие, потребления цельномолочных продуктов на душу населения в нашей стране.
Мировая же статистика показывает, что потребление молока в мире за последние 10 лет выросло порядка 15% на душу населения, объем мировой торговли молочными продуктами (в пересчете на молоко) за этот же период увеличился на 45%. При этом в России потребление молочных продуктов, по-прежнему, отстает от рекомендованной медицинской нормы на 30% и составляет около 270 кг (рис.4).
Рис.4. Соотношение производства, потребления и мед.норм молока на душу населения в России и других стран Западной Европы кг/год.
На основании вышеизложенных аспектов, в краткосрочной перспективе наиболее актуальной в рамках выполнения показателей «молочного сектора» Доктрины ставится задача импортозамещения молочной продукции, и, как следствие, наращивание производства молока внутри страны. Конечно, можно предположить, что, годичные санкции на импорт при правильном государственном подходе могут служить некой отправной точкой развития внутреннего производства молока.
Как сообщает нам Агроинфо, в целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской федерации постановляет утвердить Государственную целевую программу «Развитие производства молока и молочной продукции на 2015-2020 годы». Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет за весь период 426 млрд. рублей. При этом по прогнозам Минсельхоза, обозначенная сумма финансирования позволит российским предприятиям увеличить производство молока на 7,4 млн. тонн к 2020 году по сравнению с уровнем текущего года.
Господдержка сельхозтоваропроизводителей будет оказана по следующим направлениям: субсидии на 1 кг реализованного и/или отгруженного на собственную переработку молока, которая уже работает, но постоянно претерпевает изменения в нормативно-правовой базе, господдержка кредитования молочного животноводства до 15 лет, развитие племенной базы, поддержка экономически значимых программ субъектов Федерации. Хочется отметить, что сложившийся ряд кризисных событий последних лет и месяцев, преломили вектор внимания аграрной политики в сторону молочной индустрии. Об этом свидетельствует не только наличие, в скором времени, новой подпрограммы, но и положительные изменения в уже действующих нормативно-правовых документах МСХ РФ [2], результатами которых должны стать рост потребления молока и молочных продуктов (в перерасчете на молоко) – с 247 до 259 кг на душу населения и рост товарности молока – с 60 до 64 процентов.
Я думаю, что сложившуюся ситуацию на рынке молочной продукции нельзя решить только путем пустого вливания бюджетных средств. Необходимы совместные действия и тесное сотрудничество финансовых средств и нового поколения производственных кадров, которые возьмут на себя ответственность за правильную технологию производственных процессов продовольственных товаров. Необходимы меры государственной политики, направленной на повышение статуса и привлекательности зооинженерных специальностей, агрономии. Только взаимодействие одновременно двух направлений государственной политики в среднесрочной перспективе способно преломить негативную тенденцию снижения производства молока, и как, следствие, обеспечения продовольственной безопасности страны.
[1] Производство сухого обезжиренного молока (42,3%), сливочного масла (12,05%) и сырных продуктов (28,89%). [3]
[2] Поддержка предусмотрена и подпрограммой «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717).