В настоящее время одной из самых острых проблем города является проблема транспорта, проблема недостаточной пропускной способности существующих транспортных коммуникаций и проблема размещения автомобилей – парковок. Разумеется, в отличие от крупнейших городов и мегаполисов в крупных городах, таких как Пенза, она не столь остра, однако также существует. Особенно ощутима проблема размещения транспорта в центре города, одно из таких мест – район Центрального рынка. Наиболее рациональным решением, по мнению автора, является возведение многоэтажного паркинга на 600 машиномест по ул. Урицкого (см. рис. 1). В данный момент на территории предлагаемой застройки находятся открытая парковка, несколько ларьков с фастфудом и действующий проезд. Предполагается, что помимо рынка крытый паркинг будет обслуживать многочисленные близлежащие магазины, организации сферы обслуживания, а также жилые дома.
Главной идеей проектируемого паркинга была разумная интеграция в уже сложившееся пространство, созвучность образа человеку и месту. Архитектурная концепция практически полностью сформирована средовым контекстом. На улице Урицкого, в дореволюционный период именуемой Казанской, до недавних под располагалось множество памятников деревянного зодчества, поэтому фасады паркинга (рис. 2) представляют собой метафору утраченного исторического контекста, в некотором роде, интерпретацию былых традиций местного зодчества. Открывая и закрывая обзор внутреннего пространства, фасад «играет» со зрителем, используя некоторые стилистические приемы параметризма. Конфигурация объемов первого этажа (см. рис 4) сформирована согласно идее пространственной проницаемости, в противном случае, паркинг стал бы огромной 128-метровой непроходимой стеной, разрушившей существующие удобные транспортно-пешеходные связи. Для обеспечения их инсоляцией и создания пространственной паузы запроектирован открытый атриум (рис. 3), размеры которого (41м х 17,5м в плане при высоте 22,7м) не должны создать серьезной проблемы «двора-колодца».
Объемно-планировочная структура паркнинга имеет четкое деление на блок обслуживания автомобилей, стояночный блок первого этажа и 4 типовые этажа для постановки автомобилей (см. рис 4, 5). Блок обслуживания автомобилей представлен коридорно-ячейковой схемой и включает в себя 5 пунктов СТО, автоматическую мойку, помещения, обслуживающие СТО и мойку, помещения для обслуживания паркинга, помещения персонала. В стояночном блоке первого этажа предусмотрено 4 стояночных места для инвалидов. В качестве вертикальных коммуникаций для автомобилей выступают рампа для подъема и Г-образый пандус для выезда. Для людей предусмотрены два лестнично-лифтовых узла с выходом в атриум. В качестве пожарных коммуникаций могут выступать две основных лестницы, а также дополнительная внешняя пожарная лестница. Типовые этажи имеют кольцевой объезд, а также имеют сплошное остекление как по внешним фасадам, так и в атриумном пространстве, которое фрагментально закрывается деревянными элементами. Это должно максимально обеспечить этажи естественным светом, что поможет снизить затраты на обслуживание, и не будет противоречить принципам энергосбережения, поскольку типовые этажи и стояночный блок первого этажа не предполагают отопления.
С точки зрения конструкций, многоуровневый паркинг решен смешанной каркасно-стеновой конструктивной системой (см. рис.6). Рампа имеет пустотелое ядро жесткости, а также несущие колонны по вешнему периметру; несущие элементы пандуса – монолитный железобетонный каркас. Ввиду использования больших шагов сетки колонн, было принято решение использовать мощные монолитные железобетонные ригели и ребристые плиты перекрытия.
Генеральный план разрабатывался в соответствии с основной идеей паркинга, согласно принципу пространственной проницаемости (см. рис. 7). В проекте сохранен полноценный действующий проезд к рынку, организован круговой объезд, необходимый с точки зрения пожарной безопасности. Для обеспечения безопасности пешеходов и водителей максимально возможно разведены транспортные и пешеходные потоки, в местах их пересечения предлагаются пешеходные переходы. Ввиду высокой пешеходной активности используется озеленение – газоны и деревья; расположение газонов, их форма и габариты сформированы траекториями пешеходного движения, ни один из газонов не должен препятствовать свободному, логичному движению людей.
Таким образом, многоуровневый паркинг на 600 автомобилей по ул. Урицкого решает проблему парковки в районе Центрального рынка, удобен как для автомобилистов, так и для пешеходов; архитектурно-стилистическое решение контекстуально уместно, не обладает чрезмерной контрастностью, что, на мой взгляд, является необходимым условием здания, расположенного в историческом центре города.