Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOFTWARE DEVELOPMENT TOOLS FOR SUMMARIZING EXAMINATIONS STUDENTS

Zagidullin D.I. 1 Vagapova A.R. 1 Karaseva L.M. 1
1 Branch of USATU in the city of Sterlitamak
In the modern education system focused on preparing graduates with professional competence and ability to compete in today´s labor market, improving the quality of graduates is a priority. In this situation requires constant monitoring of educational activities based on the analysis of learning outcomes of educational process. Due to the increase in the training and documentation reporting a need for automation of data processing means. Recording and analysis of student performance are an integral part of the monitoring of the quality of education and contribute to the adjustment of the educational process to improve its effectiveness. One type of checking students´ progress is to conduct examinations, the results of which you can judge the quality of training. The purpose of this study is to develop a software tool for automated data entry and tabulation examinations students.
automation
the educational process
the quality of education
automated information system
Главной задачей современной системы образования является качественная подготовка специалиста, обладающего необходимыми компетентностями, определенными федеральными государственными образовательными стандартами и удовлетворяющими потребностям современного рынка труда. Поэтому правильная и рациональная организация учебного процесса является важным фактором успешного функционирования учебного заведения. Кроме того, происходящий переход к информационному обществу во всем мире приводит к увеличению информационных потоков, что ведет к необходимости применения современных информационных технологий в автоматизации организации и управления учебным процессом. Это способствует развитию информационной образовательной среды вуза и информационной компетентности всех субъектов образовательного процесса. [2; 6; 7].

Главной целью деятельности любого вуза в области качества образования является обеспечение высокой конкурентоспособности за счет высокого уровня подготовки студентов, активно востребованных в реальном секторе экономики и социокультурной сфере региона. В этой ситуации постоянный мониторинг качества образовательной деятельности на основе анализа результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса способствует: повышению качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; усиление регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности; повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ; усиление учебной дисциплины студентов, улучшение показателей посещения студентами занятий; активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов [1].

Применение специализированных средств автоматизации способно повысить оперативность, гибкость и мобильность в принятия управленческих решений по контролю учебного процесса. Кроме того, в условиях усложнения бизнес-процессов учебных подразделений в связи с развитием системы образования в России, для поддержания конкурентоспособности учебного заведения требуется оптимизировать деятельность с целью сокращения накладных расходов при обработке информации и повышения производительности труда [9].

В рамках создания единой информационной системы ВУЗа и мониторинга качества образовательной деятельности [2; 3; 4; 5] был рассмотрен процесс учета и анализа успеваемости студентов.

Быстрый и эффективный учет успеваемости при большом количестве обучающихся достигается применением автоматизацией подведения итогов проведения промежуточной аттестации студентов в течение учебного года. Одним из видов проверки успеваемости студентов в течение семестра является проведение экзаменационной сессии. Подведение итогов сессии производит методист по учебной работе, с предоставлением отчетов руководителю учебной части. Автоматизация этого процесса дает возможность быстрого получения различных сведений, необходимых в постоянной работе и облегчает создание отчетов соответствующего образца, а также их новых видов.

Целью работы является разработка программного средства для автоматизированного ввода данных и подведения итогов экзаменационной сессии студентов средствами MS Excel.

Выбор приложения для реализации проекта обосновывался следующими критериями: гибкость программирования в приложениях Microsoft Office; надежность; невысокая стоимость; возможность при дальнейшей модернизации программного средства транспортирования данных в другую базу данных; гибкость в сопровождении продукта; не высокое требование к аппаратным ресурсам; легкость при эксплуатации.

Задачи исследования:

1) ознакомиться с Положением о промежуточной аттестации студентов [8], документооборотом, производимым методистом учебной части по итогам проведения экзаменационной сессии;

2) создать структуру таблиц в MS Excel, позволяющую осуществлять ввод данных, а также таблиц для подведения итогов и составления отчетов по итогам проведения экзаменационной сессии студентов заданного образца;

3) протестировать созданное программное средство на результатах ранее проведенной экзаменационной сессии;

4) проанализировать полученный результат;

5) ввести конечный продукт в эксплуатацию, составив сопроводительную документацию для методиста, осуществляющего ввод данных и составление отчетов по итогам экзаменационной сессии.

После изучения Положения о промежуточной аттестации студентов, а также видов предоставляемых отчетов, в MS Ехсеl была создана рабочая книга со следующей структурой:

  • N листов по количеству групп, содержащих информацию о проведении экзаменационной сессии по всем дисциплинам текущего семестра: общее количество студентов в группе, бюджет/контракт, № по порядку, ФИО студента, наименования дисциплин семестра, по которым проводились зачеты и экзамены;
  • лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем группам в целом;
  • лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем группам только студентов, обучающихся на бюджетной основе;
  • лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем группам только студентов, обучающихся на контрактной основе.
  • лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем направлениям подготовки.

В течение экзаменационной сессии преподаватели, ведущие занятия и проводящие экзамены и зачеты предоставляют в учебную часть результаты их проведения в виде ведомостей, выданных учебной частью.

Предварительно в подготовленный документ MS Excel методист по учебной работе вводит списки студентов по группам и количество студентов в каждой группе. В течение всего периода проведения экзаменационной сессии методист вносит результаты получения студентами зачетов и экзаменов по каждой дисциплине в листы групп документа MS Excel.

После этого происходит автоматическое подведение итогов проведения экзаменационной сессии студентов по группам, курсам и направлениям подготовки.

1. По группам вычисляются следующие показатели:

  • всего в группе студентов сдавших все экзамены, из них бюджетников и контрактников;
  • всего в группе студентов, не сдавших один экзамен, из них бюджетников и контрактников;
  • всего в группе студентов, не сдавших два экзамена, из них бюджетников и контрактников;
  • всего в группе студентов, не сдавших три и более экзамена, из них бюджетников и контрактников;
  • количество студентов, сдавших все экзамены на «отлично» и их процентное соотношение, из них бюджетников и контрактников;
  • количество студентов, сдавших экзамены только на «хорошо» и «отлично» и их процентное соотношение, из них бюджетников и контрактников;
  • абсолютная успеваемость в процентах;
  • качественная успеваемость в процентах;
  • средний балл успеваемости.

2. Сводные данные по направлениям подготовки подводятся, используя итоги по группам.

Программное средство прошло предварительное тестирование по результатам экзаменационных сессий студентов предыдущего года. Использование программного продукта планируется при вводе данных и составлении отчетов по итогам проведения экзаменационных сессий студентов методистом по учебной работе.

Таким образом, созданное приложение автоматизирует работу методиста по учебной работе при подведении итогов проведения экзаменационной сессии студентов, повышает эффективность и качество работы, уменьшает трудозатраты на организацию учебного процесса; позволяет использовать полученные данные для корректировки учебно-методической работы и всего образовательного процесса вуза. В дальнейшем планируется дальнейшая модернизация данного программного продукта, используя средства баз данных и Web-программирования.