Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RESEARCH OF EFFICIENCY OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING FOR FORMATION OF READINESS OF YOUNG RESCUERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN A EMERGENCY

Belkova T.A. 1 Tadyeva S.Yu. 1
1 Yurginsky institute of technology Tomsk polytechnical university
For implementation of psychological training of young specialists in the field of safety on the basis of YuTI NITPU interactive methods of training are entered (on the example of interactive games). After passing of a course of games questioning of students is made for detection of their professional and psychological readiness. For today the Student´s club of voluntary firefighters, rescuers and volunteers is created, and also the special audience for carrying out the above games is equipped. This research will be continued. Also it is planned to hold such games regularly, since the first course, and subsequently by results of questioning to model and change interactive games taking into account interest of student´s audience. Students, who well proved in the course of training, are invited in Club of voluntary firefighters, rescuers and volunteers.
psychological stability
interactive games
questioning

Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций сегодня приобретает глобальные масштабы. Частые природные катаклизмы, террористические акты, социальные волнения ставят задачи качественной подготовки специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Ведь от их действий напрямую зависит качество предотвращения той или иной чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) и уменьшение потерь среди населения.

Регулярное переоснащение аварийно-спасательных формирований, разработка новой техники и технологий для проведения аварийно-спасательных работ требует от молодого специалиста не только теоретических знаний по проведению аварийно-спасательных работ, но и способности оперативно применить эти знания на практике. Поэтому в современном вузе психологическая подготовка и прогнозирование особенностей будущей профессии студентами видится особенно актуальным. Использование интерактивных игр позволит молодому спасателю оценить масштаб работ, закрепить полученные теоретические знания и выработать четкий алгоритм действий в ЧС.

Цель настоящей работы изучить процесс формирования готовности молодых спасателей к профессиональной деятельности в ЧС на примере студентов направления «Техносферная безопасность» ЮТИ ТПУ.

Задачи:

1. Изучить требования, предъявляемые к молодым специалистам на этапе профессиональной подготовки в вузе.

2. Исследовать использование интерактивных форм обучения на практических занятиях специальных дисциплин для формирования необходимого уровня профессиональной подготовки молодых спасателей.

3. Провести сравнительное анкетирование среди студентов ЮТИ ТПУ.

На первом этапе было проведено теоретическое изучение проблемы формирования готовности молодых спасателей к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, изучалось современное состояние, проблемы и опыт профессиональной подготовки молодых спасателей.

Психологическая подготовка будущих специалистов в области защиты от ЧС – это система целенаправленных воздействий, деятельность руководителей, необходимая для формирования и закрепления у спасателей психологической готовности и устойчивости преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых условиях обстановки проведения аварийно-спасательных работ. Формирование профессиональной устойчивости (подготовленности) осуществляется в процессе повседневной учебной деятельности студентов.

Поэтому уже на этапе подготовки специалиста в вузе необходимо смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы, предусмотреть и поставить обучаемого в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества.

На втором этапе осуществлялось исследование по использованию интерактивных методов обучения на специальных дисциплинах.

Среди множества видов и форм проведения интерактивных игр в соответствии с условиями обучения в ЮТИ ТПУ нами были выбраны следующие методы интерактивного обучения:

1. Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. В конце просмотра или лекции необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

2. Моделирование производственных процессов и ситуаций. Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций» предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др.

3. Ролевая игра.

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Нами было предложено на практических занятиях использовать интерактивные игры, обладающие следующими особенностями:

  • имитационное моделирование игровых ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности, что позволяет обеспечить целеполагание игры;
  • реализация способа действий, обеспечивающего не только трансляцию знаний, но и приобретение умений и усвоение навыков профессиональной деятельности;
  • формирование инновационной установки на обучение при эмоционально-активной совместной деятельности обучаемых.

На третьем этапе проведено заключительное анкетирование студентов. В анкетировании участвовали студенты специальности «Техносферная безопасность» 1-4 курса (всего опрошено 48 человек в возрасте 18-21 год). Анкета-опросник включала в себя тест «Формула темперамента» А. Белова, тест «Тест геометрические фигуры человека» и опросник «Акцентуация характера» Леонгарда-Шмишека. Данные опросники широко используются в процессе психологического тестирования и используются в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т.д. Ниже представлены основные характеристики каждого из темпераментов.

Тест А.Белова позволяет выявить темперамент респондента, что позволяет определить личностные характеристики человека, его сильные и слабые стороны и выявить пригодность к той или иной профессии.

Среди первого курса, не прошедших курс интерактивных игр, насчитывается 42% флегматиков, 21% сангвиников и 14% холериков. То есть, на сегодняшний момент для работы в ЧС наиболее пригодны сангвиники. Однако, данные студенты и в текущем учебном году, и за весь период обучения смогут пройти курс интерактивных игр, курсы психологической устойчивости и выработать необходимые им для будущей профессии качества (Рисунок 1).

Рисунок 1. Общая характеристика темпераментов человека по А.Белову

Среди студентов второго курса выявлено 50% флегматиков, 16% сангвиников, а также по 8% холериков и меланхоликов. В целом, данная группа на сегодняшний момент характеризуется как «неактивная, амебная группа», что и не удивительно. Ведь именно флегматично настроенные личности будто «огораживаются» от реалий жизни и закрыты для общения и контакта с преподавателями.

Среди студентов третьего курса выделяются следующие типы темпераментов: 50% флегматиков и 33% сангвиников. Данная группа также может улучшить «показали» по темпераменту в дальнейшем, т.к. зачастую флегматики в обществе достаточно большого количества сангвиников смогут стать более активными, расторопными и работоспособными.

Среди студентов четвертого курса имеются следующие данные: 40% сангвиников, 20% флегматиков и столько же холериков. Эти студенты являются выпускаются в этом учебном году. Конечно, они являются полностью подготовленными и обученными кадрами, однако, хочется все-таки пожелать им работать над своими личностными и профессиональными качествами на протяжении всей их карьеры и жизни.

У 16% опрошенных студентов в одинаковой мере проявляются два и более темпераментов. Однако, для дальнейших исследований необходимо проводить более подробные анкетирования и психологические исследования.

Тест «Геометрические фигуры человека» способен определить психотип человека и его характеристики. Анализ анкет приведен ниже.

50% студентов первого курса относятся к IV типу - «ученым». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

На втором курсе учатся студенты, почти всех типов. По 17% студентов составляют типы «руководитель», «интуитивный» и «изобретатель, конструктор, художник».

«Руководители» - обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. «Интуитивный» - люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. «Изобретатель, конструктор, художник» - люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля.

Среди третьего курса 50% учащихся являются «интуитивным» типом. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем. 25% составляет «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

30% четверокурсников относятся к типу «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Тест К.Леонгарда-Н.Шмишека предназначен для выявления типов акцентуаций характера. Акцентуацией называется чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Тест Леонгарда-Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций: 1 - высокая жизненная активность; 2 - возбудимость; 3 - глубина эмоциональных реакций; 4 - педантизм; 5 - повышенная тревожность; 6 - перепады настроения; 7 - демонстративность; 8 - неуравновешенность; 9 - утомляемость; 10 - сила и выраженность эмоций.

Ниже рассмотрим описание наиболее часто встречающихся характеров среди студентов всех курсов. Данными типажами оказались: тип 5, тип 9, тип 2, тип 6 и 1.

Тип 5. Тревожно-боязливый тип (45% студентов). Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Считаем, данный тип не подходит для сложной обстановки в ЧС, т.к. человек такого характера не обладает сильной личностью и в подобных условиях не сможет принимать решения и организовывать работу своих подчиненных.

Тип 9. Дистимический тип (27% студентов). Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Данный тип также мало подходит для действия в ЧС, где просто необходима высокая скорость реакции и быстрое принятие решений. А медлительность и пессимизм человека здесь будут неуместны.

Тип 2. Застревающий тип (9% студентов). Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Он часто страдает от мнимой несправедливости по отношении к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Заносчив, часто выступает инициатором конфликтов.

Тип 6. Циклотимный тип (9% студентов). Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Людям этого типа свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления; так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

Тип 1. Гипертимический тип (6%). Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.

Однако стоит также отметить, что многие студенты (31%) сочетают в себе по два, а то и по три психотипа. В данном случае анализ анкет этих студентов усложняется и просто невозможно предугадать, какой именно психотип станет «ведущим» в условиях ЧС.

Кроме того, сказать точно, что студенты категорически не подходят для деятельности в ЧС нельзя: ведь на протяжении все жизни характер человека может меняться в силу возраста, статуса, профессии. И задача вуза на данном этапе - это воспитание и становление молодого инженера, готового к слаженным действиям в обстановке любой сложности и психологически готовой личности. Именно здесь на помощь приходят интерактивные игры, способные «окунуть» студента в будущую его специальность, показать все нюансы будущей работы и помочь молодому специалисту выработать в себе необходимые личностные качества.

В целом, можно утверждать, что проведение интерактивных игр не только по-настоящему интересно и увлекательно для студентов, но также помогает лучше усвоить теоретический материал и выработать необходимые личностные качества для будущей работы.

Исследование на данном этапе не заканчивается и вышеприведенные результаты можно считать только «вершиной айсберга». Данные игры на сегодняшний момент активно внедряются на всех курсах обучения ЮТИ НИТПУ, регулярно дорабатываются совместно со специалистами ГУ МЧС России по Кемеровской области и Администрацией ЮТИ НИТПУ. Планируется сделать подобное анкетирование плановым, что позволит лучше проследить динамику изменения личности студента на протяжении всего периода обучения в вузе.

В заключении можно сделать вывод, что проведение занятий в форме интерактивных игр обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки молодых спасателей в учреждениях высшего профессионального образования.