Современная система образования сегодня решает задачи, влияющие на культурное и социально-экономическое развитие общества, так как занимается подготовкой личности к активной деятельности во всех его сферах. Учебный процесс является целенаправленным взаимодействием преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация во взаимосвязи всех компонентов [4]. Тогда целью учебного процесса в высшем образовательном учреждении является подготовка специалиста, обладающего необходимыми компетентностями, определенными федеральными государственными образовательными стандартами и удовлетворяющими потребностям современного рынка труда. Поэтому правильная и рациональная организация учебного процесса является важным фактором успешного функционирования учебного заведения. Кроме того, происходящий переход к информационному обществу во всем мире приводит к увеличению информационных потоков, что ведет к необходимости применения современных информационных технологий в автоматизации организации и управления учебным процессом.
Структура высшего учебного заведения представляет собой единый учебный, научный и производственный комплекс, включающий различные по характеру деятельности подразделения. Главной целью деятельности любого вуза в области качества образования является обеспечение высокой конкурентоспособности за счет высокого уровня подготовки студентов, активно востребованных в реальном секторе экономики и социокультурной сфере региона. Поэтому необходим постоянный мониторинг качества образовательной деятельности на основе анализа результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса, а целями использования АИС мониторинга рейтинговых показателей субъектов образовательного процесса являются: повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; усиление регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности; повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ; усиление учебной дисциплины студентов, улучшение показателей посещения студентами занятий; активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов [1].
В настоящее время высшие учебные заведения внедряют автоматизированные информационные системы (АИС) для организации и управления учебным процессом, при этом обычно возникает ряд трудностей, связанных с адаптацией этой системы под каждое отдельное учреждение, являющихся уникальными со своими возможностями и проблемами. Поэтому многие вузы воздают и внедряют собственные АИС. В рамках создания единой информационной системы ВУЗа [2] был рассмотрен процесс учета и анализа успеваемости студентов.
На современном этапе развития высших учебных заведений при большом количестве обучающихся студентов, существует задача быстрого и эффективного учета успеваемости обучающихся. Одним из видов проверки успеваемости студентов в течение семестра является промежуточная внутрисеместровая аттестация. Подведение итогов производит методист по учебной работе, с предоставлением отчетов руководителю учебной части. Существенного увеличения производительности и удобства работы можно достичь применением автоматизации. Это дает возможность быстрого получения различных сведений, необходимых в постоянной работе и облегчает создание отчетов соответствующего образца, а также новых видов.
Целью работы является разработка программного средства для автоматизированного ввода данных и подведения итогов промежуточной внутрисеместровой аттестации студентов средствами IDE Delphi.
Задачи исследования:
- ознакомиться с Положением о промежуточной аттестации студентов [5], документооборотом, производимым методистом учебной части по внутрисеместровой аттестации студентов;
- создать структуру таблиц в MS Excel, позволяющую наглядно представить требования методиста и результаты, которые должны быть вычислены, а также определены оптимальные формулы для вычисления [3];
- спроектировать базу данных в Microsoft Access, позволяющую хранить необходимую информацию;
- написать программу для подведения итогов промежуточной внутрисеместровой аттестации студентов в IDE Delphi;
- протестировать созданное программное средство на результатах ранее проведенной аттестации;
- проанализировать полученный результат;
- ввести конечный продукт в эксплуатацию, составив сопроводительную документацию для методиста, осуществляющего ввод данных и составление отчетов по внутрисеместровой аттестации.
После изучения Положения о промежуточной аттестации студентов, а также видов предоставляемых отчетов, в MS Access была создана база данных, состоящая из таблиц, структура и связи между которыми представлены на рисунке 1:
Рис. 1. Структура и связи между таблицами в базе данных
При обработке данных в MS Access используется структурированный язык запросов SQL. С его помощью можно выполнять самую разнообразную обработку имеющихся данных, в частности, создавать выборки требуемой структуры, вносить необходимые изменения в имеющиеся БД, преобразовывать или удалять таблицы, формировать данные для отчетов и многое другое.
Для организации работы с базой данных в IDE Delphi в проект добавляется модуль данных (Data Module), включающий ряд компонентов, которые обеспечивают связь наборов данных и компонентов отображения/редактирования данных. Модуль данных (рисунок 2) не имеет формы, в проекте сохраняется как модуль в файле DM.pas.
Рис.2. Модуль данных с установленными компонентами
В итоге созданное приложение содержат пять форм, позволяющих осуществлять: просмотр всех записей; добавление записи в таблицу; редактирование записи; поиск по фамилии и по группе; формирование и распечатка отчетов промежуточной внутрисеместровой аттестации по группам и курсам. Защита данных обеспечивается авторизацией пользователя на сеанс в ОС Windows и авторизацией в приложение «Подведение итогов промежуточной внутрисеместровой аттестации студетов».
Таким образом, созданное приложение позволяет: автоматизировать работу методиста по учебной работе при подведении итогов промежуточной внутрисеместровой аттестации студентов; повышает эффективность и качество работы; уменьшить трудозатраты на организацию учебного процесса; использовать полученных данные для корректировки учебно-методической работы.