Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REGULATION TRAFFICKING IN SYNTHETIC DRUGS

Agayan V.A. 1
1 Institute of the service sector and entrepreneurship ( f ) DSTU in Shakhty
The article concerns the issues related to illegal traffic of new types of synthetic drugs, raises the problem of legal status of analogues and derivative narcotic means, psychotropic substances and precursors thereof; considers the procedure of carrying out of chemical-pharmacology judicial expert evaluation, possibility of i№troduction of prohibition for new psycho-active substances, gives a review of foreign experience with regard to introduction of the institute of temporal prohibition of psycho-active substances traffic.
synthetic drugs; «designer» drugs; analogues and derivatives of narcotic means
psychotropic substances and precursors thereof; judicial expert evaluation.
На сегодняшний день одной из важнейших проблем в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является немедицинское употребление новых психоактивных веществ, обладающих неопределенным правовым статусом. Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте. В настоящее время в результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законными, так и незаконными, путем реакций между определенными химическими веществами, все чаще создаются психоактивные вещества, отличающиеся молекулярным составом от известных наркотических средств и психотропных веществ. В обществе для обозначения данной группы веществ используются такие сленговые понятия, как «дизайнерские» наркотики, «легальные» наркотики, «спайсы», «соли», миксы и др.

Под «дизайнерскими» наркотиками принято понимать синтетические наркотические препараты, имеющие свойства какого-либо натурального наркотического вещества, но отличающиеся от него по химической структуре. Новые виды «легальных» наркотиков, называемые «дизайнерскими», сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время стремительно набрали популярность, особенно в молодежной среде. В основном это курительные миксы, основой которых являются синтетические каннабиноиды, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга намного сильнее, чем природные каннабиноиды, содержащиеся, например, в марихуане.

Распространители «дизайнерских» наркотиков маскируют их под различные виды продукции народного потребления, в частности, данные вещества реализуются под видом солей для ванн, прикормки для рыб и растений, средств от паразитов, препаратов для растворения лакокрасочных покрытий, средств для ухода за обувью и других товаров. Они формально не пригодны для употребления внутрь, и на них не требуется разрешение Роспотребнадзора, но фактически употребляются внутривенно и перорально.

«Дизайнерские» наркотики можно рассматривать в рамках следующей классификации: «спайс»; пиперазины; катиноны-мефедрон («легальный» кокаин); новые депрессанты; новые амфетамины.

Для привлечения к уголовной ответственности за приобретение, хранение, контрабанду и сбыт так называемых «дизайнерских» наркотиков необходимо положительное заключение химико-токсикологической экспертизы о признании вещества аналогом или производным конкретного наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Соответственно, для успешной правоприменительной практики в данном направлении требуется выработка единого и однозначного подхода к понятиям аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ, а также четких критериев их отграничения от других видов веществ.

В ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дается следующее определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ: аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

А.В. Федоров на основе этого определения выделяет следующие признаки аналогов наркотических средств и психотропных веществ:

1) вещества синтетического или естественного происхождения;

2) вещества, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;

3) вещества, воспроизводящие психоактивное действие веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;

4) вещества, химическая структура которых сходна с химической структурой наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;

5) вещества, свойства которых сходны со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;

6) вещества, запрещенные для оборота в Российской Федерации в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1178 «О внесении изменения в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров дополнены определением производных наркотических средств и психотропных веществ. Согласно этому определению, производными наркотических средств и психотропных веществ признаются вещества синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в Государственный реестр лекарственных средств или в Перечень, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества.

Для отнесения вещества к аналогам и производным наркотических средств и веществ необходимо определение экспертным путем сходства химической структуры и свойств исследуемых веществ со структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ и воспроизведение психоактивного действия на организм человека. Вопрос о сходстве химической структуры и свойств может быть решен в рамках физико-химических исследований и экспертизы наркотических средств и психотропных веществ. Для окончательного отнесения исследуемого объекта к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ необходимо заключение эксперта о его психоактивном действии на организм человека, что выходит за рамки компетенции эксперта-химика и требует проведения комплексной экспертизы с привлечением специалистов со специальным медицинским образованием и проведением соответствующих химико-токсикологических и химико-фармакологических исследований.

Таким образом, в настоящее время в органах ФСКН России при выявлении веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, назначается проведение комплексной экспертизы с участием экспертов разных специальностей и четко поставленными вопросами, в частности, является ли исследуемое вещество аналогом или производным наркотических средств и психотропных веществ.

Правоприменительная практика показывает, что процесс признания вещества аналогом или производным в каждом конкретном случае довольно сложен и длителен, так как требует определенных исследований пролонгированного характера. Так, экспертиза по признанию вещества аналогом или производным, как правило, является комплексной и состоит из двух частей.

Первая часть - это химическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть химической структуры исследуемого вещества с химической структурой вещества, включенного в Перечень.

Вторая часть - фармакологическое или токсикологическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть психоактивных свойств исследуемого вещества со свойствами веществ, запрещенных к обороту. Схожесть химической структуры устанавливается хроматографическими методами, которые позволяют осуществить наглядное сравнение структурных формул исследуемых веществ. Исследование психоактивных свойств веществ осуществляется с помощью фармакологического исследования, в ходе которого изучается влияние конкретного вещества на поведенческую активность лабораторных животных. В случае если при проведении соответствующих экспериментов исследуемое вещество вызывает значительные изменения поведенческой активности животных, то эксперт приходит к выводу, что данное вещество формирует специфическое поведение, характерное для состояния опьянения веществами конкретного вида, обладающих психоактивными свойствами.

Рассмотреть механизм признания психоактивного вещества аналогом наркотического средства можно на конкретном примере судебной экспертизы из практики.

Изучение зарубежного опыта показывает эффективность введения института временного запрета как одной из мер противодействия обороту новых синтетических наркотиков.

В частности, в США и Швеции оборот новых психоактивных веществ ограничивается временными запретами, введенными в этих странах и действующими до 1,5 лет до включения нового психоактивного вещества в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Кроме того, в США (штат Аризона) был принят закон, запрещающий базовые химические формулы синтетических наркотиков.

В Швеции действует «Закон об уничтожении некоторых видов веществ, вредных для здоровья», который дает право прокурорам изымать из оборота и уничтожать ряд веществ, в том числе вещества, в отношении которых можно предположить, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью. К ним относятся вещества, находящиеся в списке, который составляется и регулярно обновляется Шведским национальным институтом общественного здоровья (Swedish №atio№al I№stitute for Public Health). В данном списке содержатся вещества, которые не использовались прежде в медицинских целях и в отношении которых в настоящее время проводятся исследования для определения их наркогенности.

В Финляндии в 2011 г. на национальном уровне была принята упрощенная система включения новых наркотических веществ в список запрещенных постановлением правительства. Органы полиции или таможни обращаются в центр безопасности и развития в сфере фармакологии, который проводит необходимые исследования и представляет доклад в Министерство здравоохранения. Необходимыми условиями для запуска национальной процедуры являются опасность вещества для здоровья и предварительное направление информации о нем в систему раннего предупреждения (EWS) ЕС.

В Латвии список наркотических веществ заменен списком основных формул химических групп психотропных веществ, что способствует эффективному ограничению оборота новых синтетических веществ (спайсов, курительных смесей и т.д.), имеющих сходную химическую формулу с веществами, уже включенными в список запрещенных к обороту.

В рамках создания института временного запрета на территории Российской Федерации в настоящее время организована работа по разработке проектов правовых актов, направленных на наделение директора ФСКН России полномочиями по приостановлению сроком до одного года оборота на территории Российской Федерации веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами.

В частности, проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» предлагается дополнить ст. 53 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» положением о наделении руководителя федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полномочиями по приостановлению сроком до одного года оборота на территории Российской Федерации веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами.

Указанное дополнение обеспечит введение новых мер государственного контроля за оборотом веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, в отношении которых организована работа по отнесению их к категории веществ, находящихся под контролем в Российской Федерации.

В рамках создания системы раннего выявления и предупреждения новых видов психоактивных веществ возможна реализация следующих предложений:

1. Рассмотрение возможности создания Центра мониторинга новых видов наркотиков и наркомании, деятельность которого будет направлена на осуществление активного сотрудничества и обмена информацией между странами о новых видах появляющихся в гражданском обороте психоактивных веществ.

2. Рассмотрение возможности создания спецподразделений по выявлению новых психоактивных веществ и установлению мер контроля за их оборотом в составе компетентных ведомств стран СНГ.

3. Разработка механизма передачи федеральными органами исполнительной власти образцов новых психоактивных веществ в экспертные и научно-исследовательские организации для проведения экспертизы их воздействия на организм человека.

4. Рассмотрение возможности создания списка запрещенных к обороту химических формул (структурных групп) веществ, обладающих наркотическим воздействием на организм человека.

5. Рассмотрение возможности разработки системы оперативного приема сообщений от населения о случаях появления в гражданском обороте новых психоактивных веществ, в том числе синтетических и дизайнерских наркотиков, а также медицинских препаратов, обладающих нежелательными побочными эффектами (создание подобной системы целесообразно в структуре ФСКН России совместно с Росздравнадзором России).

В целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотических средств и психотропных веществ, целесообразно осуществление следующих мер:

- выработка единых критериев экспертной оценки веществ на предмет отнесения их к аналогам, производным наркотических средств и психотропных веществ;

- выработка единой методики проведения химико-токсикологических экспертиз по вопросу отнесения вещества к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ;

- организация взаимодействия с интернет-провайдерами в целях пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотиков посредством сети Интернет;

- организация взаимодействия со службами, осуществляющими пересылку почтовых и багажных отправлений;

- обеспечение взаимодействия следственных, оперативных и экспертных подразделений в ходе сбора и изучения результатов ОРД на предмет наличия данных об умысле на сбыт, приобретение и хранение аналогов синтетических наркотических средств, входящих в различные курительные смеси, соли для ванн и иные товары бытового назначения.

В настоящее время вопрос регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков становится все более актуальным. Представляется, что реализация предложенных мер будет способствовать более эффективному и качественному расследованию преступлений в сфере незаконного оборота средств и психотропных веществ.