Глобализация стала одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты в целом. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность и др.
Одной из составляющих этого процесса является экономическая глобализация, ведущая к увеличению взаимозависимости национальных экономик. Тесная взаимосвязь экономик государств часто становится причиной очень быстрого и совсем неуправляемого реагирования локальных кризисов в разных местах планеты. Подтверждением тому стали финансовые кризисы в разных странах, которые пока не закончились.
Кризис в Греции является отражением более масштабной экономической проблемы Европы. Расходы таких стран, как Нидерланды и Германия невелики, и их экономики зависят от экспорта. А расходы южных стран, таких как Греция, Португалия, Испания огромны и, как следствие, у них накопилась серьезная задолженность. Таким образом, причиной кризиса в Греции является непомерный внешний долг страны.
Потеря рабочих мест – одно из самых тяжелых для Греции последствий экономического спада, за шесть лет валовой продукт это страны зоны евро сократился на четверть, а безработица утроилась. Одновременно все эти годы зарплаты, пенсии и пособия сокращались, а налоги поднимались.
В ноябре 2013 г. уровень безработицы обновил исторический рекорд – 28% взрослого населения не имели работы. В 2012 году общий уровень безработицы составлял 27%, молодежной – 59,4%. Но в прошлом году второй показатель перешел критический рубеж в 60%.
Правительство обещает, что в этом году рецессия закончится, но работы так и нет. Есть лишь временные вакансии, частично оплаченные на деньги ЕС. Людям говорят, что рабочие места есть, но речь идет об этих временных программах на пять месяцев, и через пять месяцев человек снова теряет работу. Перерыв на 5-6 месяцев, но люди полностью зависят от программы.
Неутешительный доклад опубликовал в декабре Афинский университет экономики: 14% греков живут за чертой бедности, пять лет назад их было лишь 2%.
В Испании, Греции, Португалии, Италии и Ирландии кризис продолжается уже почти пять лет. Правительства этих стран занимаются экономией, чтобы уменьшить дефициты бюджетов до 3% и поддержать банки с помощью многомиллиардных вливаний. А борьбе с безработицей уделяется куда меньше внимания. Проблема обостряется сокращением минимальных зарплат и увольнениями в бюджетной сфере.
Трудовая миграция «Великой Рецессии» кардинально отличается от предыдущих волн миграции. Уезжают наиболее образованные и готовые рисковать молодые профессионалы.
Население Греции составляет 11,28 млн. чел. Наиболее развитыми отраслями экономики являются: туризм, металлургия, транспорт, сельское хозяйство, легкая, пищевая и добывающая промышленность.
Два года тому назад 37% греков хотели уехать из страны надолго, а еще 27% – на короткий срок (согласно опросу Eurobarometer). Особенно популярны у греков-мигрантов англоязычные страны (США, Канада, Британия, Австралия), где проживают самые большие греческие общины. Традиции взаимопомощи там очень сильны, приезжие могут рассчитывать на помощь в устройстве на работу.
Среди стран ЕС у греков наиболее популярны Германия и Великобритания. 124 тыс. греков официально работали в Германии в 2012 году, всего же по данным Eurostat в Германии в 2011 году жило 294 тысячи греков. Греческая миграция в Великобританию и Германию совместима с понятием «утечки мозгов». В Германию выезжают инженеры, в Великобританию – медики, работу находят лучшие. В 2010 году в Великобритании официально работали 282 греческих врача, в 2011 году – 365. В Греции врачам задерживают зарплаты уже многие месяцы. Большая часть эмигрантов – молодые специалисты либо студенты с высшим образованием [6].
От кризиса пострадала не только Греция. Безработица в Испании по итогам четвертого квартала 2013 достигла отметки в 26%. 12,3 млн. испанцев зарегистрированы на бирже труда, это почти треть всех безработных еврозоны. Испания прочно занимает второе место в валютном блоке по этому показателю после Греции, причем безработица держится выше 25% шестой квартал подряд.
Население Испании составляет 47,27 млн. чел. Наиболее развитыми отраслями экономики выступают: возобновляемые источники энергии, биотехнологии, транспорт, технологии промышленности, малые и средние предприятия, сельское хозяйство, туризм.
Население Испании быстро сокращается с 2010 года. Едут из страны мигранты, которые заселяли Испанию до 2008 года в связи с бумом в сфере строительства. Из страны также едут медики, программисты, инженеры в сфере строительства, механики и электроники, финансисты, выпускники вузов, которые просто не могут найти работу по специальности.
В Испании кризис начался еще весной 2008 года, с тех пор закрыты 33 тысячи предприятий, в 2011-2012 годах со счетов испанских банков «убежало» 288 млрд. евро. Причина безработицы молодых испанцев с низким уровнем образования – кризис в строительстве, промышленности и торговле. В докладе испанского исследователя-социолога Фернандо Роха Санчеса говорится, что 66% сотрудников, уволенных из этих отраслей, были в возрасте 16-29 лет. По данным исследования агентства Randstad Professionals Испанию готовы покинуть 62% безработных. Таким образом, общий уровень безработицы равен 26%, уровень безработицы молодежи – 66% [2].
Брокер X-Trade Brokers Хавьер Уронес считает, что в данный момент на рынке труда идет процесс стабилизации. Число безработных по-прежнему 12 млн., но и здесь есть признаки улучшения. Планируется увидеть в 2014 году чистый рост занятости и это будет хороший год с точки зрения создания новых рабочих мест.
По мнению секретаря правительства по вопросам занятости Энграсии Идальго, позитивные тенденции последних месяцев сохраняются, несмотря на рост безработицы, если посмотреть на число зарегистрированных на бирже труда и числе нанятых на работу. Это соответствует данным о динамике развития экономики.
В Ирландии к концу 2012 года помимо 294 тыс. безработных было 450 тысяч занятых на полдня и 1,398 млн. – на неполный день. Сейчас этот показатель равен 680 тыс. безработных, а это 14,7%. Уровень молодежной безработицы равен 30,8%.
Хотя Энда Кенни, премьер-министр Ирландии, недавно заявил о переломе ситуации с занятостью, чуда не случилось: безработица уменьшилась за счет увеличения на 14 тысяч занятых на неполный рабочий день и массовой миграции молодежи. По данным европейского статистического агентства EU Vacancy monitor в Ирландии в 2012 году на одно рабочее место претендовали 31 человек.
Население Ирландии составляет 4,6 млн. чел. Наиболее развитыми отраслями экономики выступают: фармацевтика, производство медицинского оборудования, информационные и мультимедиа технологии, машиностроение, пищевая промышленность [5].
Общий уровень безработицы в Италии составляет 11,7%. Уровень молодежной безработицы – 37,8%. Из них более 60% те, кто впервые ищет работу. Итальянская молодежь получает постоянное место работы через 50 месяцев после выпуска, тогда как в целом по Европе этот показатель составляет 30 месяцев. Причем уровень безработицы на юге Италии выше, чем на севере. Большая часть итальянской молодежи работает в теневой экономике.
Население Италии составляет 60,92 млн. чел. Наиболее развитые отрасли экономики это: машиностроение, туризм, легкая промышленность, автомобилестроение, авиация, электроника, пищевая промышленность [3].
Португалия – одна из стран зоны евро, наиболее пострадавших от кризиса, ее экономика пережила самый глубокий спад с середины 1970-х годов. Жесткое сокращение расходов, на которое пришлось пойти Лиссабону в обмен на кредит ЕС и МВФ, привело к массовым увольнениях как в государственном, так и в частном секторе.
Население Португалии составляет 10,53 млн. чел. Наиболее развитыми отраслями экономики выступают: энергетика, легкая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение (судостроение).
Португалия потеряла 205 тысяч рабочих мест в 2012 году. Всего безработица там составляет 1,85 млн. чел. Страна взяла в долг $78 млрд., приватизировала подачу воды и электроэнергии, подняла налоги с физических лиц на социальное страхование с 11% до 18% (а для бизнеса опустила на 6%). 56% молодых сотрудников работают по временным трудовым контрактам.
Уровень безработицы снижается три квартала подряд: с октября по декабрь 2013 этот показатель опустился до 15,3%. По итогам всего прошлого года безработица все равно выросла и перешла отметку в 17,6% от трудоспособного населения. Уровень молодежной безработицы составляет 38,2%.
Без работы в ЕС в первую очередь остаются молодежь и европейцы предпенсионного возраста (в ЕС к ним относят поколение старше 50 лет и младше 65 лет). Растет долгосрочная безработица. В 2011 году 4,4% трудоспособных европейцев не имели работу более года, 2,2% — два года и более [4].
Среди 26,3 млн. безработных стран Евросоюза в феврале 2013 года (12% трудоспособных европейцев), безработной молодежи — 5,7 млн человек. Европейская молодежь по стандартам статистики — это люди 15-24 лет. Эту проблему надо решить до 2017 года, иначе последствия для развития европейских стран и их пенсионной системы будут плачевными.
Безработица растет во всем мире. В докладе МОТ «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» число безработных во всем мире выросло на 5 млн. человек в 2013 году и достигло более чем 202 млн. человек [1].
Молодежная безработица (в возрасте 15-24 года) охватывает 74,5 млн. человек или 13,1% жителей планеты в этом возрасте.
Безработица способствует росту преступности, наркомании, психологических расстройств среди молодежи. В 2010 году британская организация The Prince’s Trust провела опрос, призванный оценить влияние безработицы на молодежь в возрасте 16-25 лет. 48% опрошенных, не имеющих работы в течение многих месяцев испытывали панику, депрессию или бессонницу. Число страдающих психологическими проблемами возрастало в 2 раза среди тех, кто безуспешно искал работу больше одного года.
Выход из создавшегося положения и нормализация социально-политической ситуации на периферии Европы в решающей степени зависят от преодоления долгового кризиса и устранения существующих структурных диспропорций в экономиках «проблемных» стран, что требует проведения сложных и болезненных реформ, а это трудновыполнимо без определенных жертв со стороны различных слоев населения. Весь вопрос в том, насколько равномерно и справедливо будут распределены неизбежные издержки антикризисного курса. Решение этого вопроса и определит политическое будущее и зоны евро, и Евросоюза.