Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PLACE OF RUSSIA IN INTERNATIONAL DAVISION OF LABOR. PROSPECTS OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIAN FEDERATION WITH THE CIS AND ABROAD

Pevtsov E.D. 1
1 Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
Discussed the situation of Russia in the international labor cooperation and prospects of development of foreign economic relations of our country. A comparative analysis of GDP per capita expenditures on science , the values of the economic potential , as well as the structure of exports to developed countries in order to better visualize the place of Russia in the international division of labor. Particular attention is paid to the presence of rich mineral deposits as virtually the only competitive advantage in Russia vernal trade. Covered the problem of raw material orientation of domestic exports to world markets. It is pointed out that in such a structure of domestic exports of the country is difficult to increase its role in the world markets so requires increasing the share of high-tech products in the structure of exported goods and services. Assumptions are made about the prerequisites of development of international relations of Russia in connection with the conclusion of an agreement on the establishment of the Customs Union and the entry of our country into the WTO.
international division of labor
global markets
exports
the WTO
the Customs Union

Введение

В современном мировом хозяйстве в настоящее время выделяется четыре группы стран:

1. промышленно-развитые (информационное общество);

2. новые индустриальные страны;

3. развивающиеся страны;

4. страны с переходной экономикой [1].

Первые три группы стран сформировались в процессе международного разделения труда, т.е. международной специализации и кооперации в мировом хозяйстве.

            Четвертая группа стран сформировалась на основе построения рыночной модели хозяйствования в результате распада СССР и отказа от административно-командной экономики. В настоящее время в эту группу стран входят страны СНГ, в том числе и Россия. По мере построения рыночной экономики, перед этими странами встал вопрос: какое место они займут в системе современного международного разделения труда (МРТ) в мировой экономике.

Целью исследования является анализ положения России в международном разделении труда на основе имеющихся статистических показателей и сравнительного анализа с развитыми странами, а также оценка перспектив развития международных связей страны.

 

На сегодняшний день России занимает довольно скромную позицию в МРТ. Приведем аргументы в поддержку такой точки зрения.

В международной торговле основное место занимают готовые изделия и услуги, бази­рующиеся на высоких технологиях, а бόльшая доля в структуре  российского экспорта – это топливо, сырье и продук­ция «первого передела». Импортирует же наша страна главным образом потребительские товары, в том числе продовольствие, одежду, бытовую технику. Помимо этого в экспорте и импорте услуг доминируют туризм, а также перевозки грузов и пассажиров. В силу особенностей социально-экономического развития, связанных с тем, что Россия лишь 20 лет назад встала на рыночные рельсы,  наша страна не в состоянии полноценно участвовать в неуклонно расширяющемся обмене товарами и услугами, порожден­ными научно-техническим прогрессом в Западных странах.

При нынешнем характере хозяйст­венных связей с внешним миром отечественные производители по существу остаются вне сферы международного промышленного и инвестиционного сотрудничества: они не имеют прочных коо­перационных связей с зарубежными партнерами, не включены в интернациональные воспроизвод­ственные цепочки.

Опыт свидетельствует, что процесс включе­ния экономики той или иной страны в мировое хозяйство подчиняется определенным законо­мерностям. Самая общая из них – то, что степень участия в международном разделении труда свя­зана с уровнем технико-экономического разви­тия и масштабом потенциала стран.

Самое об­щее и относительно адекватное представление об уровне технико-экономического развития дает величина ВВП на душу населения.

В 2011 году Россия находилась лишь на 54 месте по величине среднедушевого ВВП между такими странами как Чили и Габон. Его величина (16 736 долл.) была в 1,2 раза больше, чем в среднем у развивающих­ся стран, но в 2,2 раза меньше, чем у развитых [2]. Структура произведенного ВВП России также была существенно иной, чем у раз­витых стран и в мире в целом. По удельному весу отраслей материального производства и сферы услуг Россия близка к развивающемуся миру и находится где-то между Китаем и Бразилией. За годы экономических реформ с 2008 по 2011 годы в про­изведенном ВВП России на 6,4% возросла доля сферы услуг и на 0,2% – сельского хозяйства. До­ля промышленности снизилась на 1,6% [2].

Научно-техническая сфера страны, несмотря на советское наследство в виде большого числа научных центров, закрытых городов и пр. также недостаточно развита и заметно уступает по масштабам и ин­тенсивности внедрения инноваций развитым странам. Доля России в мировых затратах на на­уку составляет только 1%, а доля затрат на науку в структуре ВВП в 2011 году составила около 1,8% (приблизительно 59,4 млрд долл. США), что ничтожно мало. Инноваци­онная система России находится в стадии транс­формации и по существу только адаптируется к условиям рынка. Действует ряд созданных государственных научных центров, про­должают вести собственные исследовательские работы крупные корпорации, растет число малых инновационных предприятий, расширяются масштабы венчурного финансирования.

Однако если сравнивать показатели объемов финансирования науки с развитыми странами, то по состоянию на 2011 год Россия затрачивает на науку мень­ше Японии в 9,3 раза, Германии – в 4,7 раза, Фран­ции – в 2,8 раза. Расходы на науку в США больше российских в 24 раза. Снижение внутренних за­трат на науку в последние годы сопровождалось ощутимым сокращением численности научных организаций и занятых в них работников, и как следствие, сокращением научных разработок и без того небольшого числа произведенных наукоемких товаров [3].

В сельском хозяйстве создается 1/7 всего ВВП России. Однако в аграрном секторе низка уро­жайность и особенно производительность труда, весьма значительны потери при уборке, транс­портировке, хранении и переработке продукции. Поэтому страна не может осуществлять сколько-нибудь масштабный экспорт сельскохозяйствен­ных товаров. Более того, неразвитость аграрного сектора ставит под угрозу продовольственную безопасность России ввиду постоянной зависимости от ввоза пищевых продуктов из-за рубежа.

Глубина включения той или иной страны в международный обмен зависит и от величины ее экономического потенциала. Эта величина характеризует производственные воз­можности страны и ее совокупный спрос. ВВП представляет собой, с одной стороны, сумму про­изведенных товаров и услуг для внутреннего использования и для экспорта, а с другой – сумму доходов граждан, предприятий и государства, ко­торую они могут направить на накопление и при­обретение отечественной и импортной продук­ции [2].

Чем больше экономический потенциал стра­ны, тем шире у нее возможности развития за счет внутреннего рынка, тем меньше ей требу­ется привлекать товаров и услуг извне и, следова­тельно, выделять ресурсов для экспорта. Поэтому США, будучи самой мощной экономической дер­жавой мира, имеют более низкий показатель втянутости в международное разделение труда, чем другие развитые страны, усту­пающие им по объему ВВП в 3-7 раз. Россия же по объему ВВП в 2011 году занимала 6 место в мире, вслед за США, Китаем, Индией, Японией и Германией.

Принято считать, что богатые природные ре­сурсы – одно из безусловных конкурентных пре­имуществ России, на которое она может опираться в ближайшем будущем, однако, «проклятие изобилия» сильно сказывается на качестве управления и конкурентоспособности всей экономики. Действи­тельно, в стране есть достаточно крупные залежи многих видов минерального сырья, в первую очередь энергетического. На долю России приходится, например, 33% мировых промышленных запасов природного газа, 18% угля, 1З% нефти, 30% ванадия, 14% никеля, 12% алмазов. Но не стоит забывать о том, что большое количества ресурсов пролегает в труднодоступных районах Сибири, и их добыча зачастую невозможно либо нерентабельна.

Несмотря на это, имеющиеся разведанные запасы сырья позволяют России обеспечивать современные потребности произ­водства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять поставки на внешний рынок. Рос­сия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 3-е и 4-е по экспорту нефти, неф­тепродуктов, железной руды, алюминия, древеси­ны. Она – крупный поставщик на мировой рынок меди, алмазов, круглого леса. Топливо, лесная, деревообрабатывающая и металлургическая промышленность, – основа экспорта, обеспечиваю­щая более 75% его стоимостного объема [4].

Ощутимая экспортная ориентация добываю­щих отраслей в условиях неразвитости экономи­ческого потенциала России и обеспеченности ее сырьем вполне объяснима. Цены на внутреннем рынке заметно ниже от среднеми­ровых. Это делало экспорт предпочтительнее поставок на внутренний рынок, объективно вы­талкивало сырье и конкурентоспособную обра­ботанную продукцию на мировые рынки.

Таким образом, характер и степень включения России в мирохозяйственные связи отражают ны­нешнее состояние ее народного хозяйства. Невы­сокий экономический потенциал подталкивает страну к интенсификации международного обмена. Низкий уровень технико-экономического развития сдерживает ее включение в международную торговлю. Обеспеченность сырьевыми ресурсами на сегодняшний день является фактически единственным конкурентным преимуществом во внешнеэкономических связях России.

Если говорить о перспективах развития внешних связей РФ, то здесь стоит обратить внимание на 2 значимых события.

Во-первых, 16 октября 2011 года в Санкт-Петербурге было подписание соглашение о создании Таможенного союза, в который вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

Во-вторых, 22 августа 2012 года Россия официально вступила в ВТО. Присоединение к ВТО – это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений.

Конкретными целями присоединения к ВТО для России можно считать следующие:

•   выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций с национальными партнерами и экспортерами;

•   защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (правила сертификации и т. д.);

•   доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

•   участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

•   улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [5].

            Заключение

            В результате для России, находящейся в рамках нескольких соглашений (ТС и ВТО), открывается ряд потенциальных преимуществ и в то же время опасных моментов.

В рамках ВТО открытые рынки западных стран и либерализация внешней торговли приведут к снижению таможенных пошлин, как следствие, пополнение внутреннего рынка качественными импортными товарами по сравнительно низким ценам. Это может привести к повышению зависимости от импортного продовольствия, ставя «на колени» отечественное сельское хозяйство, и без того находящееся не в самом лучшем положении.

Создание Таможенного союза ЕврАзЭС позволяет сокращать затраты, связанные с поставками товаров в страны-участницы, а также время на перевозки товаров из Китая в Европу по территории ТС. Другими словами, основной целью создания подобной зоны свободной торговли является упрощение процесса торговли и снижение издержек. Отрицательным моментом может стать заполнение внутренних рынков сравнительно дешевой, но некачественной продукцией.

Подводя итог выше сказанному, стоит добавить, что у России существуют широкие перспективы развития внешней торговли как со странами СНГ, так и с дальним зарубежьем. Однако для полного использования открывающихся возможностей необходимо изменить структуру внутреннего производства в пользу высокотехнологичных товаров и уйти от превалирования сырьевого экспорта, как основной статьи национального дохода.