Введение
В современном мировом хозяйстве в настоящее время выделяется четыре группы стран:
1. промышленно-развитые (информационное общество);
2. новые индустриальные страны;
3. развивающиеся страны;
4. страны с переходной экономикой [1].
Первые три группы стран сформировались в процессе международного разделения труда, т.е. международной специализации и кооперации в мировом хозяйстве.
Четвертая группа стран сформировалась на основе построения рыночной модели хозяйствования в результате распада СССР и отказа от административно-командной экономики. В настоящее время в эту группу стран входят страны СНГ, в том числе и Россия. По мере построения рыночной экономики, перед этими странами встал вопрос: какое место они займут в системе современного международного разделения труда (МРТ) в мировой экономике.
Целью исследования является анализ положения России в международном разделении труда на основе имеющихся статистических показателей и сравнительного анализа с развитыми странами, а также оценка перспектив развития международных связей страны.
На сегодняшний день России занимает довольно скромную позицию в МРТ. Приведем аргументы в поддержку такой точки зрения.
В международной торговле основное место занимают готовые изделия и услуги, базирующиеся на высоких технологиях, а бόльшая доля в структуре российского экспорта – это топливо, сырье и продукция «первого передела». Импортирует же наша страна главным образом потребительские товары, в том числе продовольствие, одежду, бытовую технику. Помимо этого в экспорте и импорте услуг доминируют туризм, а также перевозки грузов и пассажиров. В силу особенностей социально-экономического развития, связанных с тем, что Россия лишь 20 лет назад встала на рыночные рельсы, наша страна не в состоянии полноценно участвовать в неуклонно расширяющемся обмене товарами и услугами, порожденными научно-техническим прогрессом в Западных странах.
При нынешнем характере хозяйственных связей с внешним миром отечественные производители по существу остаются вне сферы международного промышленного и инвестиционного сотрудничества: они не имеют прочных кооперационных связей с зарубежными партнерами, не включены в интернациональные воспроизводственные цепочки.
Опыт свидетельствует, что процесс включения экономики той или иной страны в мировое хозяйство подчиняется определенным закономерностям. Самая общая из них – то, что степень участия в международном разделении труда связана с уровнем технико-экономического развития и масштабом потенциала стран.
Самое общее и относительно адекватное представление об уровне технико-экономического развития дает величина ВВП на душу населения.
В 2011 году Россия находилась лишь на 54 месте по величине среднедушевого ВВП между такими странами как Чили и Габон. Его величина (16 736 долл.) была в 1,2 раза больше, чем в среднем у развивающихся стран, но в 2,2 раза меньше, чем у развитых [2]. Структура произведенного ВВП России также была существенно иной, чем у развитых стран и в мире в целом. По удельному весу отраслей материального производства и сферы услуг Россия близка к развивающемуся миру и находится где-то между Китаем и Бразилией. За годы экономических реформ с 2008 по 2011 годы в произведенном ВВП России на 6,4% возросла доля сферы услуг и на 0,2% – сельского хозяйства. Доля промышленности снизилась на 1,6% [2].
Научно-техническая сфера страны, несмотря на советское наследство в виде большого числа научных центров, закрытых городов и пр. также недостаточно развита и заметно уступает по масштабам и интенсивности внедрения инноваций развитым странам. Доля России в мировых затратах на науку составляет только 1%, а доля затрат на науку в структуре ВВП в 2011 году составила около 1,8% (приблизительно 59,4 млрд долл. США), что ничтожно мало. Инновационная система России находится в стадии трансформации и по существу только адаптируется к условиям рынка. Действует ряд созданных государственных научных центров, продолжают вести собственные исследовательские работы крупные корпорации, растет число малых инновационных предприятий, расширяются масштабы венчурного финансирования.
Однако если сравнивать показатели объемов финансирования науки с развитыми странами, то по состоянию на 2011 год Россия затрачивает на науку меньше Японии в 9,3 раза, Германии – в 4,7 раза, Франции – в 2,8 раза. Расходы на науку в США больше российских в 24 раза. Снижение внутренних затрат на науку в последние годы сопровождалось ощутимым сокращением численности научных организаций и занятых в них работников, и как следствие, сокращением научных разработок и без того небольшого числа произведенных наукоемких товаров [3].
В сельском хозяйстве создается 1/7 всего ВВП России. Однако в аграрном секторе низка урожайность и особенно производительность труда, весьма значительны потери при уборке, транспортировке, хранении и переработке продукции. Поэтому страна не может осуществлять сколько-нибудь масштабный экспорт сельскохозяйственных товаров. Более того, неразвитость аграрного сектора ставит под угрозу продовольственную безопасность России ввиду постоянной зависимости от ввоза пищевых продуктов из-за рубежа.
Глубина включения той или иной страны в международный обмен зависит и от величины ее экономического потенциала. Эта величина характеризует производственные возможности страны и ее совокупный спрос. ВВП представляет собой, с одной стороны, сумму произведенных товаров и услуг для внутреннего использования и для экспорта, а с другой – сумму доходов граждан, предприятий и государства, которую они могут направить на накопление и приобретение отечественной и импортной продукции [2].
Чем больше экономический потенциал страны, тем шире у нее возможности развития за счет внутреннего рынка, тем меньше ей требуется привлекать товаров и услуг извне и, следовательно, выделять ресурсов для экспорта. Поэтому США, будучи самой мощной экономической державой мира, имеют более низкий показатель втянутости в международное разделение труда, чем другие развитые страны, уступающие им по объему ВВП в 3-7 раз. Россия же по объему ВВП в 2011 году занимала 6 место в мире, вслед за США, Китаем, Индией, Японией и Германией.
Принято считать, что богатые природные ресурсы – одно из безусловных конкурентных преимуществ России, на которое она может опираться в ближайшем будущем, однако, «проклятие изобилия» сильно сказывается на качестве управления и конкурентоспособности всей экономики. Действительно, в стране есть достаточно крупные залежи многих видов минерального сырья, в первую очередь энергетического. На долю России приходится, например, 33% мировых промышленных запасов природного газа, 18% угля, 1З% нефти, 30% ванадия, 14% никеля, 12% алмазов. Но не стоит забывать о том, что большое количества ресурсов пролегает в труднодоступных районах Сибири, и их добыча зачастую невозможно либо нерентабельна.
Несмотря на это, имеющиеся разведанные запасы сырья позволяют России обеспечивать современные потребности производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять поставки на внешний рынок. Россия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 3-е и 4-е по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Она – крупный поставщик на мировой рынок меди, алмазов, круглого леса. Топливо, лесная, деревообрабатывающая и металлургическая промышленность, – основа экспорта, обеспечивающая более 75% его стоимостного объема [4].
Ощутимая экспортная ориентация добывающих отраслей в условиях неразвитости экономического потенциала России и обеспеченности ее сырьем вполне объяснима. Цены на внутреннем рынке заметно ниже от среднемировых. Это делало экспорт предпочтительнее поставок на внутренний рынок, объективно выталкивало сырье и конкурентоспособную обработанную продукцию на мировые рынки.
Таким образом, характер и степень включения России в мирохозяйственные связи отражают нынешнее состояние ее народного хозяйства. Невысокий экономический потенциал подталкивает страну к интенсификации международного обмена. Низкий уровень технико-экономического развития сдерживает ее включение в международную торговлю. Обеспеченность сырьевыми ресурсами на сегодняшний день является фактически единственным конкурентным преимуществом во внешнеэкономических связях России.
Если говорить о перспективах развития внешних связей РФ, то здесь стоит обратить внимание на 2 значимых события.
Во-первых, 16 октября 2011 года в Санкт-Петербурге было подписание соглашение о создании Таможенного союза, в который вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.
Во-вторых, 22 августа 2012 года Россия официально вступила в ВТО. Присоединение к ВТО – это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений.
Конкретными целями присоединения к ВТО для России можно считать следующие:
• выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций с национальными партнерами и экспортерами;
• защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (правила сертификации и т. д.);
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [5].
Заключение
В результате для России, находящейся в рамках нескольких соглашений (ТС и ВТО), открывается ряд потенциальных преимуществ и в то же время опасных моментов.
В рамках ВТО открытые рынки западных стран и либерализация внешней торговли приведут к снижению таможенных пошлин, как следствие, пополнение внутреннего рынка качественными импортными товарами по сравнительно низким ценам. Это может привести к повышению зависимости от импортного продовольствия, ставя «на колени» отечественное сельское хозяйство, и без того находящееся не в самом лучшем положении.
Создание Таможенного союза ЕврАзЭС позволяет сокращать затраты, связанные с поставками товаров в страны-участницы, а также время на перевозки товаров из Китая в Европу по территории ТС. Другими словами, основной целью создания подобной зоны свободной торговли является упрощение процесса торговли и снижение издержек. Отрицательным моментом может стать заполнение внутренних рынков сравнительно дешевой, но некачественной продукцией.
Подводя итог выше сказанному, стоит добавить, что у России существуют широкие перспективы развития внешней торговли как со странами СНГ, так и с дальним зарубежьем. Однако для полного использования открывающихся возможностей необходимо изменить структуру внутреннего производства в пользу высокотехнологичных товаров и уйти от превалирования сырьевого экспорта, как основной статьи национального дохода.