Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROSPECTS OF EXIT 1C TO THE WORLD MARKET

Muzafarova L.B. 1 Telesheva N.F. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Siberian Federal University" (SFU)
1C Company and its affiliated software products are very well known in the domestic market of ERP systems . In support of an analytical data IDC: in 2003 the company was not part of the key developers of ERP, then today is a third of the market share . The article deals with the external and internal factors of success 1C . One of these factors was a timely launch , which coincided with the rise of the Russian economy in the early 2000s . Also addresses the advantages and disadvantages of the organization compared to the main foreign competitors - SAP. This company is the first foreign developer of enterprise resource management systems in Russia , with a high level of security. Finally, conclusions are drawn on the basis of these arguments about the prospects exit 1C to the international arena . Despite all the positive features of ERP systems from 1C abroad will not be able to win a decent share of the market .
1C Company
ERP
SAP

Кто в России не слышал про 1С!? Любой человек, хоть немного касающийся экономики, знаком с этой компанией и её продуктами. Информационные системы управления предприятием данного производителя достаточно быстро завоевали российский рынок. Согласно аналитике IDC, в 2003 году 1С не состояла в списке ключевых игроков, однако уже в 2005-м ей принадлежало 9,7% рынка, в 2007-м на 5% больше, а в 2009-м году – 22%. В настоящее время компания 1С занимает более чем треть рынка. Такие впечатляющие темпы роста говорят о большом потенциале организации. Но что может ожидать российских разработчиков на международном рынке ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия)!?

Для того чтобы разобраться с этим вопросом необходимо рассмотреть преимущества и недостатки 1С, а так же сильные и слабые стороны её зарубежных конкурентов.

Итак, из чего же слагается секрет успеха компании 1С?

Во-первых, удачный старт.  Компания была основана в 1991 году и с началом 2000-х влилась в подъемную волну российской экономики. В те годы маленькие и молодые предприятия быстро разрастались до средних или даже крупных. Так как они уже пользовались «1С: Бухгалтерия», то делали выбор в пользу сервисов 1С для автоматизации других бизнес-процессов.

Во-вторых, хитроумная и уникальная организация партнерской сети. Штат самой компании 1С насчитывает не более 1000 сотрудников. Однако фирм, занимающихся внедрением и обслуживанием продуктов большое количество: порядка 6,7 тысяч компаний в 750 российских городах и более 100 тысяч сотрудников. Вся необычность партнерской сети состоит в том, что она построена по принципу франчайзинга, чего не практикуют ведущие мировые производители ERP-систем. Партнеры 1С, по сути, платят только за лицензию, а выручку забирают себе, то есть зарабатывают больше, чем партнеры крупных иностранных игроков. Это и позволило 1С значительно расширить свою долю рынка.

В-третьих, платформа 1С обладает гибкостью для построения ИТ-решений. Учитывая, что в российской «не стандартной» для Запада экономике все не стабильно и переменчиво, то это очень полезное качество. Благодаря этому 1С может удовлетворять любые запросы клиентов и разрабатывать ИТ-решения для любого замысловатого и непонятного зарубежному интегратору процесса. Как пример «1С: Управление ломбардом».

Используя свои преимущества, компания 1С быстро завоевывает российский рынок. Ранее ИТ-решения были ориентированы на мелкие и средние фирмы. Но при выходе новых продуктов «1С:Предприятие 8.3» и «1С:Управление торговлей(ERP)2.0» появился шанс внедрить их на более крупные предприятия. Занять место в этой нише будет нелегко, так как там уже разместились такие мировые гиганты как: SAP, Oracle и Microsoft.

Рассмотрим самого главного конкурента  - SAP (Systems, Applications and Products in Data Processing). Доля рынка в России по данным IDC за 2012 около 50%. Эта организация стала первым иностранным разработчиком систем управления ресурсами предприятии в нашей стране. Отличается высоким уровнем безопасности программного обеспечения, что было подтверждено специалистами Министерства Обороны РФ. Более того, русский язык с 2011 года вошел в число основных языков локализации программных продуктов SAP. Клиентами SAP в России являются крупнейшие компании: Газпром, Лукойл, Роснефть, РЖД, ТНК-ВР, Сбербанк России, АФК «Система», Сургутнефтегаз, АК «Транснефть», холдинг МРСК, КАМАЗ. И на этом организация не останавливается. Для подготовки пользователей в Москве и Киеве созданы Информационно-сервисные центры и в декабре 2011 года в иннограде «Сколково» начала работу SAP Lab – инновационная лаборатория высоких технологий SAP.

На сегодняшний день отечественная компания 1С во многом отстает от её западных конкурентов. Методики 1С предназначены исключительно для российского бизнеса и скорее всего за границей информационные системы автоматизации бизнес-процессов не будут пользоваться такой популярностью.  Все перечисленные преимущества, являются таковыми только в пределах России. За границей бизнес-процессы предприятий выстроены по другим, более четким правилам. Именно поэтому, на мировом рынке 1С может рассчитывать только на малый бизнес, которому не целесообразно устанавливать «тяжелые» и «жесткие» платформенные решения мировых лидеров этой сферы рынка.