Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS AND DIAGNOSIS OF EQUITY

Fomin R.G. 1 Dun I.R. 1
1 Omsk State Technical University
The analysis and diagnosis of equity by the example of "SUN InBev ", which was selected for the analysis of the course work . Development of market relations in society has led to a number of new economic entities accounting and analysis . One of them is the capital of the company as the most important economic category and , in particular equity. Often , in practice, capital of the company is seen as something derivative , as an indicator of playing a minor role , while in the first place , as a rule, shall be made directly to the process of the enterprise. In connection with this diminish the role of capital , although it is capital and is an objective basis and further activities of the enterprise. As the income , profit, it brings the use of capital , and not activities of the company as such. All this causes the special importance of the process of competent capital management company at various stages of its existence.

1. Теоретические аспекты собственного капитала

 

1.1 Сущность и классификация капитала предприятия

 

Капитал – одна из наиболее используемых в финансовом менеджменте экономических категорий. Он является базой для создания и развития предприятия и в процессе функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. Всякая организация, ведущая производственную или иную коммерческую деятельность должна обладать определенным капиталом, представляющим собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления его хозяйственной деятельности.

Финансовый менеджмент отражает понятие капитал с двух сторон. С одной стороны, капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестируемых в формирование его активов. При этом характеризуется направление вложение средств. С другой стороны, если рассматривать источники финансирования, можно отметить, что капитал – это возможность и совокупность форм мобилизации финансовых ресурсов для получения прибыли.

Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует отметить такие его характеристики как:           

1. Капитал предприятия является основным фактором производства. В системе факторов производства (капитал, земля, труд) капиталу принадлежит приоритетная роль, т.к. он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.         

2. Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В данном случае он может выступать изолированно от производственного фактора в форме инвестированного капитала.

3. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Часть капитала в текущем периоде выходит из его состава и попадает в «карман» собственника, а накапливаемая часть капитала обеспечивает удовлетворение потребностей собственников в будущем.

4. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает, прежде всего, собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Наряду с этим, объем используемого капитала на предприятии характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли. В совокупности с другими факторами – формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия.

5. Динамика капитала предприятия является важнейшим показателем уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Способность собственного капитала к самовозрастанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирования, и эффективное распределение прибыли предприятия, его способность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. В то же время, снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.

Капитал предприятия характеризуется многообразием видов и систематизируется по многим категориям. Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии. Величина уставного капитала должна быть определена в уставе и других учредительных документах организации, зарегистрированных в органах исполнительной власти. Она может быть изменена только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

Все собственные средства в той или иной степени служат источниками формирования средств, используемых организацией для достижения поставленных целей.

По мнению профессора Ю.А. Бабаева, собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного капитала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).

В учебнике Людмилы Дробозиной «Финансы» сказано, что собственный капитал предприятия представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Его величина может быть определена только расчетом на основе данных баланса.

Заемный капитал общества характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Источники заемного капитала можно разделить на две группы – долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным в российской практике относятся те заемные источники, срок погашения которых превышает двенадцать месяцев. К краткосрочному заемному капиталу можно отнести кредиты, займы, а также вексельные обязательства – со сроком погашения менее одного года; кредиторскую и дебиторскую задолженности.

Нормативно-законодательное обеспечение организации собственного капитала предприятия

Существует ряд нормативно-законодательных актов, регламентирующих деятельность коммерческих организаций. Помимо основных документов имеется большое количество различных дополнений и изменений в виде отдельных Законов, Постановлений, Приказов, Указов и т.д. Следовательно, перечислить их все не представляется возможным. Поэтому в данной главе целесообразно рассмотреть лишь основные нормативно-законодательные акты.

В своей деятельности ОАО «Сан ИнБев» ориентируется на основной закон государства – Конституцию РФ от 12.12.93 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ), наделенную высшей юридической силой и определяющий основы конституционного строя. При ведении бухгалтерского учета изучаемое хозяйство руководствуется законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений, внесенных ФЗ 01.01.2011).

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в главе 35 говорится о том, что каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Исходя из этого, каждый гражданин может создавать различные предприятия с разной организационно-правовой формой собственности.

Данные взаимоотношения регулирует Гражданский Кодекс РФ часть 1 и часть 2.

ОАО «Сан ИнБев» осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом ч.II от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011). Он регламентирует организационно-правовую форму, договорные обязательства, права собственности, а также другие отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. По своей организационно-правовой форме изучаемое хозяйство – ОАО, созданное в соответствии с Федеральным законам «Об акционерных обществах», в котором говорится, что Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Бухгалтерский учет данной категории, регулируется следующими документами.

Федеральный закон о бухгалтерском учете и он вступил в силу после официального опубликования 28.11.96. г., в нем определены концептуальные положения и общие принципы бухгалтерского учета в Российской Федерации.

 

1.2 Формирование собственного капитала предприятия

 

Структуру собственного капитала действующей организации образуют:

·                    Уставный капитал

·                    Резервный и добавочный капитал

·                    Целевые финансовые фонды

·                    Нераспределенная прибыль

Уставный капитал – это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Также это стартовый капитал, необходимый предприятию для осуществления финансово – хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Т.к. рассматривается акционерное общество, следует перечислить требования к УК АО.

1. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

2. Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества. (В ред. Федерального закона от 07.08.2001 №120-ФЗ)

При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Все акции общества являются именными.

3. Если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются дробные акции.

Резервный капитал – размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённых прибылей, для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций предприятия.

Резервный капитал предназначен для покрытия непредвиденных потерь (убытков), а также для выплаты доходов инвесторам, когда не хватает прибыли на эти цели. Основным источником образования резервного капитала служит прибыль.

Резервный капитал формируется в размере не менее 5% от уставного капитала. В отличие от акционерных обществ (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и унитарные предприятия могут не формировать резервный капитал, но могут это сделать в соответствии с учредительными документами или учётной политикой. В ст. 30 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ говорится, что общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества.

Добавочный капитал – статья пассива баланса, складывающаяся из следующих элементов:

·                    эмиссионный доход – разница между продажной и номинальной стоимостью акций предприятия;

·                    курсовые разницы – разницы при оплате доли уставного капитала в иностранной валюте;

·                    разница при переоценке основных средств – разница при изменении стоимости основных средств.

Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.

Целевые финансовые фонды образуются при поступлении финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.

 

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, – она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственного капитала основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям различного уровня). В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

Приумножение собственного капитала предприятия связано в первую очередь с управлением формированием его собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого

уровня самофинансирования, развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.

1.3 Стоимость собственного капитала

 

Стоимость собственного капитала измерить труднее всего. Собственный капитал можно привлекать внутри самой фирмы (сохраняя полученную прибыль для целей развития бизнеса) или извне (продавая обыкновенные акции). С теоретической точки зрения стоимость того и другого можно рассматривать как минимальную ставку доходности, которую компания должна обеспечить за счет реализации той части инвестиционного проекта, которая финансируется собственным капиталом, чтобы сохранить рыночную цену своих обыкновенных акций. Если фирма инвестирует капитал в проекты, ожидаемая доходность которых меньше, чем требуемая, тогда рыночная цена акций на достаточно длительном отрезке времени снизится.

Процесс управления стоимостью привлечения собственного капитала за счет внешних источников характеризуется высоким уровнем сложности и требует соответственно высокой квалификации исполнителей. Это управление осуществляется путем разработки и реализации эмиссионной политики предприятия, а также его дивидендной политики (или политики распределения прибыли).

1.4. Дивидендная политика предприятия

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1).

 

Таблица 1 – Основные типы дивидендной политики

Определяющий подход к формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной политики

1. консервативный подход

1. остаточная политика дивидендных выплат

2. политика стабильного размера дивидендных выплат

2. умеренный (компромиссный) подход

3. политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

3. агрессивный подход

4. политика стабильного уровня дивидендов

5. политика постоянного возрастания размера дивидендов

     

 

Список литературы:

1.      Дун И.Р. Инвестиционные возможности международного лизинга // Изд-во "Финансы и кредит" журнал "Финансы и кредит" 26 (410), июль 2010г. с. 67-72

2.      Дун И.Р., Карпова И.Ф. Управление рисками лизинговой компании //Изд. Дом "Панорама", журнал "Лизинг.Технологии бизнеса",№05, 2014г. с. 68-82

3.      Дун И.Р., Оганова М.А.Сравнительная характеристика инвестиционных активов // Международный научно-исследовательский журнал, г.Екатеринбург 2013

4.      Дун И.Р., Бюджетирование на предприятиях, занятых внешнеэкономической деятельностью// Изд. Дом "Панорама", журнал "Российский импортер",№01, 2014г.

5.      Дун И.Р., Финансовый учет и отчетность (учебно-методическое пособие)// Изд-во "Буквика", Москва, 2013

6.      Дун И.Р., Социальные инвестиции в России // Изд. Дом "Панорама", журнал "Лизинг.Технологии бизнеса",№07, 2013г. с.10-16

7.      Дун И.Р., Развитие социальных инвестиций в России // Изд. Дом "Панорама", журнал "Социальная политика и социальное партнерство",№06, 2013г.

8.      Дун И.Р., Государственная поддержка и управление социальными инвестициями // Изд. Дом "Панорама", журнал "Лизинг.Технологии бизнеса",№09, 2013г с.57-64

9.      Дун И.Р., Бюджетирование на предприятиях - участниках ВЭД // Изд. Дом "Панорама", журнал "Новости российского экспорта",№05, 2013г. с.55-62

10.  Дун И.Р. Лизинг в авиационной промышленности // Изд. Дом "Панорама", журнал "Лизинг.Технологии бизнеса",№05, 2012г. с.25-28


2. Управление собственным капиталом на ОАО «Сан ИнБев»

 

2.1 Характеристика предприятия ОАО «Сан ИнБев»

 

ОАО «САН ИнБев» является российским подразделением крупнейшего в мире пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев» и занимает одну из ведущих позиций на рынке России.

«САН ИнБев» владеет сетью современных пивоваренных заводов в десяти российских городах: Клину, Волжском, Омске, Перми, Саранске, Иваново, Курске, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге и Ангарске.

Основные марки выпускаемого пива в России – Bud («Бад»), Stella Artois («Стелла Артуа»), Beck’s («Бекс»), Brahma («Брама»), Staropramen («Старопрамен»), Hoegaarden («Хугарден») «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк» и «БагБир».

Компания была создана в 1999 г.

На российских предприятиях «САН ИнБев» работает более 8800 человек. Компания использует самые передовые технологии и методики в производстве, маркетинге, логистике и менеджменте, ставя своей целью стать лучшей пивоваренной компанией в мире.

Основные факты

«Анхойзер-Буш ИнБев» – крупнейшая международная пивоваренная компания: №1 или №2 на более чем 20 ключевых рынках.

В пятёрке мировых компаний-лидеров по производству потребительских товаров с охватом более 30-ти стран.

200 брендов в портфеле компании. В их число входят глобальные флагманские бренды Budweiser, Stella Artois и Beck's; быстрорастущие международные бренды Leffe и Hoegaardan; и локальные бренды Bud Light, Skol, Quilmes, Michelob, Harbin, Sedrin, Cass, Klinskoye, Sibirskaya Korona, Черниговское и Jupiler.

Глобальная дистрибьюторская сеть компании позволяет поставлять товары потребителям по всему миру.

120000 сотрудников компании по всему миру

Образ «Анхойзер-Буш ИнБев»

Символ «Анхойзер-Буш ИнБев» – парящий орел – отражает мечту компании: быть лучшей пивоваренной компанией, делая мир лучше. Орел – символ движения, искренности и дружелюбия.

Воплощая богатое наследие обеих компаний, образ орла исполнен силы, стремительности и сосредоточенности. Взгляд орла устремлен вперед и вверх, что символизирует направленность стремлений.

18 ноября 2008 года, в 17.00 по московскому времени «Анхойзер-Буш» и «ИнБев» объединились в одну из крупнейших в мире компаний.

Для «ИнБев» новая компания открыла отличные возможности для расширения своей доли на крупнейшем и самом прибыльном рынке – США. Появились дополнительные возможности для продвижения таких глобальных брендов, как Stella Artois и Beck’s, учитывая 50% долю «Анхойзер-Буш ИнБев» на этом рынке. Охват бизнеса «ИнБев» позволил ведущей марке «Анхойзер-Буш» Budweiser завоевать еще больше потребителей во всем мире.

Комментируя завершение сделки по объединению компаний, Карлос Брито, глава компании, отметил: «Наша мечта – быть лучшей пивоваренной компанией, делая мир лучше, и объединение двух компаний знаменует собой решительный шаг к достижению этой цели. У «Анхойзер-Буш» и «ИнБев» большой опыт работы в сфере социальной ответственности, и очень важно, чтобы «Анхойзер-Буш ИнБев» продолжила искать пути по уменьшению влияния на внешнюю среду, продвигать культуру умеренного потребления, и быть ответственным производителем в тех странах, где функционирует наш бизнес. Мы приложим все усилия, чтобы сохранить все лучшее, что есть в обеих компаниях. Наша компания очень сильна, благодаря нашим людям».

 

 

2.2 Анализ собственного капитала

 

Анализ состава и движения собственного капитала

Изменения в капитале организации проходят в результате операций с собственниками, приобретающими выпущенные в отчетном году акции, в пользу которых начисляются и выплачиваются дивиденды, а также за счет накопления нераспределенной прибыли, уценки и дооценки различных видов имущества. В общем виде эти изменения выражаются в изменении чистых активов за отчетный период или физической величины собственного капитала в зависимости от принятой концепции.

Для того чтобы проанализировать состояние и движение собственного капитала, организации необходимо составить аналитическую таблицу.

 

Талица 2. Анализ состава и движения собственного капитала за 2010 г., тыс. руб.

Показатели

УК

ДК

РК

Нераспред. прибыль

Оценочные резервы

1. Остаток на начало года

1987066

2355169

99353

6286251

298615

2. Поступило

-

-

-

293483

77735

3. Использовано

-

-

-

-

 

4. Остаток на конец года

1987066

2355169

99353

6579735

336747

5. Абсолютные отклонения

0

0

0

293483

38132

6. Темпы роста

100%

100%

100%

104,7%

112,8%

7. Коэффициент поступления

-

-

-

0,045

0,231

7. Коэффициент выбытия

-

-

-

-

0,133

 

Вывод: был проведен анализ состава и движения собственного капитала за 2010 г. В ОАО «Сан ИнБев». Данные таблицы показывают, что в анализируемой организации за отчетный год наибольшими темпами росли оценочные резервы (112, 8%), следовательно, полученный доход больше всего был направлен в оценочные резервы. Также была пополнена нераспределенная прибыль, увеличившись на 4,7%. Коэффициент поступления составил 0,045. УК, РК, ДК за отчетный период никак не изменились. Значение коэффициентов поступления превышают значения коэффициентов выбытия, следовательно, в организации идет наращивание собственного капитала.

Анализ эффективности использования собственного капитала

Ведущий метод анализа эффективности использования капитала организации, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, инвесторами и др. – коэффициентный анализ.

 

 

Талица 3. Анализ эффективности использования собственного капитала за 2010 г., тыс. руб.

Показатели

На начало 2010 года

На конец 2010 года

Изменения (+,–)

1. Коэф. соотношения собственного и заемного капитала, (К1)

1,96

4,11

2,15

2. Коэффициент обеспеченности источниками финансирования, (К2)

-1,71

-4,81

-6,52

3. Коэффициент финансовой независимости (автономии), (К3)

0,34

0,2

-0,14

4. Коэффициент финансирования, (К4)

0,5

0,24

-0,26

5. Коэффициент финансовой устойчивости, (К5)

0,7

0,8

0,1

 

Вывод: в анализируемой организации значение коэффициент соотношения собственного и заемного капитала в 2009 году составило 1,96, а в 2009 4,11, что свидетельствует о финансовой неустойчивости организации. На каждый рубль собственных средств приходится 1,96 рублей в 2009 и 4,11 в 2010 заемных средств. Коэффициент обеспеченности источниками финансирования достаточно низок и даже имеет отрицательное значение, что свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств для покрытия оборотных активов. Финансовая независимость в 2010 году снизилась на 0,14, что говорит об ухудшении финансовой ситуации, т.е. собственнику принадлежит 34–20% в стоимости имущества. Коэффициент финансирования, который должен быть приближенно равен 1, в организации в 2009 году составил 0,5, а в 2010 0,24, что говорит об увеличении займов организацией. Коэффициент финансовой устойчивости по сравнению с 2009 вырос на 0,1 и составил 0,8, что близко к идеалу. Предприятие кредитуется с банками на долгосрочной основе в связи со своей относительной финансовой устойчивости. В целом, показатели удовлетворительны.

 

 

Анализ рентабельности собственного капитала

Таблица 4. Показатели факторного анализа рентабельности собственного капитала, тыс. руб.

Показатели

2009

2010

Изменение (+,–)

Чистая прибыль, тыс. руб.

293483

1583977

1290494

Выручка, тыс. руб.

37478048

37903510

425462

Валюта баланса

31752331

56315978

24563647

Собственный капитал, тыс. руб.

10727840

11021323

293483

К финансовой маневренности

2,96

5,11

2,15

К оборачиваемости активов

1,18

0,67

-0,51

R продаж, %

0,008

0,042

0,034

R собственного капитала, %

0,028

0,144

0,116

 

Рассчитаем зависимость Rс.к. от частных факторов с помощью метода абсолютных отклонений:

За счет Кф.м. 2,15*1,18*0,008=0,2

За счет Коб.ак. 5,11*(-0,51)*0,008=-0,21

За счет R продаж 5,11*0,67*0,034=0,17

Баланс отклонений: -0,2–0,21+0,17=0,16

Вывод: в исследуемой организации рентабельность собственного капитала увеличилась к концу 2010 года на 0,116 пунктов по сравнению с предыдущим годом. При этом стоит отметить, что увеличение связано с увеличением собственного капитала за счет прибавки нераспределенной прибыли. Чистая прибыль возросла на 1290494, также увеличилась валюта баланса, и выручка. Используя расчеты влияния факторов стоит отметить, что рентабельность собственного капитала поднялась на 0,16 за счет влияния К. финансовой маневренности, который возрос на 2,15 пунктов, вследствие этого R собственного капитала увеличилась на 0,2%, К оборачиваемости активов единственный из всех показателей снизился на 0,51, что также повлияло на снижение R собственного капитала на 0,21%. Что касаемо R продаж, то она возросла на 0,034 пунктов, что повлияло на рост R собственного капитала на 0,14%.

3. Мероприятия по улучшению работы предприятия

капитал предприятие собственный доходность

Для улучшения финансового состояния собственного капитала анализируемого предприятия разработаны следующие рекомендации.

В связи с увеличением в 2010 году кредиторской задолженности почти на 3 000 млн. рублей рекомендуется воспользоваться резервным капиталом для частичного погашения долга, который приближается к прострочке. Резервный капитал составляет 99 353 тыс. рублей, часть его средств, а именно 10 млн. можно направить на погашение задолженности перед государственными внебюджетными фондами, которая составила 32205 тыс. рублей.

Расчеты представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Расчеты снижения кредиторской задолженности за счет средств резервного капитала, тыс. руб.

Показатели

Отчетный год

Прогнозный год

Отклонения

РК

99353

89353

-10000

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

32205

22205

-10000

Кредиторская задолженность

8741789

8731789

-10000

Краткосрочные обязательства

11320810

11310810

-10000

 

Также возможно дополнительное формирование резервного капитала из расчета 1% от части средств нераспределенной прибыли в связи с его использованием.

Расчет формирования резервного капитала на следующий год после использования части его средств представлен в таблице 6.

Таблица 6. Расчеты формирования резервного капитала за счет средств нераспределенной прибыли, тыс. руб.

Показатели

Отчетный год

Прогнозный год

Отклонения

Резервный капитал

89353

155150,35

65797,35

Нераспределенная прибыль

6579735

6513937,65

-65797,35

Капитал и резервы

11021323

11021323

-

 

Резервный капитал может быть использован в дальнейшем для покрытия больших убытков или выкупа акций.

Также компания может проводить наращивание уставного капитала.

Уставный капитал может быть увеличен либо за счет дополнительной эмиссии акций, либо без привлечения дополнительных инвестиций. Это можно сделать следующим образом:

– увеличить номинальную стоимость выпущенных ранее акций, с обязательным изъятием из обращения старых, или выпустить новые, так называемые бонусные акции.

Выпуск бонусных акций не изменяет размера собственного капитала, а лишь переводит часть его с одного синтетического счета на другой, не влияя при этом на финансовые результаты.

 

 

Заключение
 
В ходе проведенного исследования было выявлено, что собственный капитал предприятия представлен:
·    уставным фондом, который представляет собой первоначальную сумму собственного капитала, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности;
·    резервным фондом – зарезервированная часть собственного капитала, предназначенная для внутреннего страхования его деятельности;
·    нераспределенной прибылью;
·    прочими формами собственного капитала.
Управление собственным капиталом предприятия связано не только с эффективным использованием уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов. Это формирование может осуществляться как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. В числе внутренних источников формирования наибольшее значение имеет операционная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, а в числе внешних – привлечение дополнительного паевого или акционерного капитала путем дополнительной эмиссии акций.
Стоимость собственного капитала складывается из стоимости отдельных его элементов, таких как стоимость функционирующего собственного капитала, стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода, стоимость дополнительно привлекаемого капитала. Поэтому для осуществления эффективного управления собственным капиталом необходимо в первую очередь правильно построить механизм управления и учета отдельных, составляющих его элементов.
Дивидендная политика, в свою очередь, представляет собой часть общей политики управления прибылью, которая заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями. А так как капитализируемая часть прибыли идет, как правило, на увеличение собственного капитала, то на предприятиях с низкой его долей в общей сумме капитала следует применять такой тип дивидендной политики, который предусматривает минимизацию дивидендов. И, наоборот, если предприятие обеспечено собственным капиталом в полном объеме, то возможно использование агрессивного подхода при выборе типа дивидендной политики.
Эмиссионная политика также является частью общей политики предприятия по формированию собственных финансовых ресурсов. Она осуществляется путем выпуска и размещения на фондовом рынке своих акций.
Анализ управления собственным капиталом на предприятии показал, что еще существуют некоторые проблемы, связанные с этим процессом на российских предприятиях. В результате анализа был разработан ряд рекомендаций, практическое применение которых может благоприятно отразиться на структуре собственного капитала.