В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Цель курсовой работы - изучение научных основ анализа ассортиментной политики и оценка ассортимента продукции на внутрифирменном уровне, обобщение опыта и анализ ассортиментной политики фирмы, выработка рекомендаций.
Цель исследования - изучить и проанализировать ассортиментную политику фирмы и выработать рекомендации по созданию оптимального ассортимента аптечной сети «36,6».
Задачи курсовой работы:
1. изучение теоретических аспектов ассортиментной политики ;
2. изучение и оценка оптимальности ассортимента фирмы;
3. изучение конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;
4. оценка конкурентоспособности товарного ассортимента фирмы.
Объектом исследование является товарная политика. Предметом исследования - ассортиментная политика предприятия. Метод исследования - опрос, наблюдение.
Ученые, которые занимались изучением ассортимента: Снигирев, Романов, Ф. Котлер и др.
В первой главе мы рассмотрим теоретические аспекты ассортиментной политики Аптечной сети
«36,6». Эта глава разделена на три параграфа:
1.Определение, сущность и структура товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»
2.Методы управления ассортиментом Аптечной сети «36,6»
3.Планирование, формирование и управление ассортиментом Аптечной сети «36,6»
Во второй главе проведем анализ эффективности коммерческой деятельности Аптечной сети «36,6».
Эта глава состоит из трех частей.
В первом параграфе «Анализ финансово-экономической деятельности Аптечной сети 36,6» мы рассмотрим таблицы «основные нормативные показатели аптечной сети 36,6» и «Динамика экономических показателей Аптечной сети «36.6».
Таблица 1.
Основные нормативные показатели Аптечной сети «36,6»
Показатели, тыс. долл. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Темп роста 2013 г., в % |
Основные средства |
47 653 |
74 816 |
84 466 |
34, 3 |
Нематериальные активы |
11 563 |
24 905 |
29 134 |
11, 8 |
Прочее |
903 |
36 |
11 734 |
4,8 |
Внеоборотные активы |
60 119 |
99 757 |
125 335 |
50,9 |
Запасы |
20 453 |
30 233 |
43 646 |
17,7 |
Дебиторская задолженность |
19 415 |
23 848 |
40 920 |
16,6 |
Денежные средства |
1 722 |
1 662 |
7 667 |
3,1 |
Запасы |
11 363 |
16 727 |
23 512 |
9,5 |
Всего активы: |
113 102 |
172 277 |
246 086 |
|
УК |
176 |
185 |
178 |
0,07 |
Добавочный капитал |
14 613 |
15 512 |
14 953 |
6,07 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
25 400 |
27 766 |
34 105 |
13,9 |
Собственный капитал |
40 189 |
43 462 |
49 216 |
20,0 |
Кредиты и займы |
2 917 |
7 208 |
82 911 |
33,7 |
Отлаженные налоговые обстоятельства |
4 737 |
8 318 |
7 159 |
2,9 |
Финансовый лизинг |
190 |
28 |
368 |
0,1 |
Долгосрочные обязательства |
7 844 |
15 554 |
90 438 |
36,8 |
Кредиты и займы |
40 152 |
73 215 |
27 257 |
11, 0 |
Кредиторская задолженность |
17 106 |
29 551 |
52 735 |
21, 4 |
Прочие краткосрочные обязательства |
5 047 |
7 926 |
11 531 |
4,6 |
Краткосрочные обязательства |
62 446 |
110 760 |
91 522 |
37,2 |
Всего капитал и обязательства |
113 102 |
172 277 |
246 036 |
|
Источник: рассчитано автором, на основе данных expert.ru
Из таблице 2.1 можно сделать вывод, что Аптечная сеть «36,6» работает эффективно. Темп роста активов ежегодно увеличивается. В то же время увеличивается дебиторская задолженность, но не значительно. Увеличение товарных запасов свидетельствует об экономическом росте предприятия.
Рассмотрим экономическую характеристику деятельности предприятия.
Таблица 2.
Динамика экономических показателей Аптечной сети «36.6»
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста 2012г,% |
Темп роста 2011г,% |
Выручка от продаж |
4059 |
6897 |
5654 |
81,8 |
169,7 |
Себестоимость проданных товаров |
57171 |
85626 |
69269 |
80,9 |
149,8 |
Прочие доходы и расходы |
305731 |
394754 |
756771 |
191,7 |
196,2 |
Прибыль до налогообложения |
11464 |
35510 |
94089 |
264,9 |
830,7 |
Чистая прибыль |
6283 |
74868 |
54925 |
73,4 |
874,2 |
Источник: рассчитано автором, на основе данных expert.ru
Из таблицы видно, что основная доля прироста приходится на 2012 год по отношению к 2011 году, значительно увеличилась выручка от продаж и чистая прибыль, но так же увеличилась и себестоимость продукции, где прирост составляет 149,8%. В 2013 году возросла прибыль до налогообложения почти в 6 раз. Значительный рост прибыли обусловлен продажей инвесторам 30% акций ОАО «Верофарм» в апреле 2013 года. Прирост прочих доходов и расходов 2012 года по сравнению с 2013 годом изменился незначительно. Следовательно, ЗАО «Аптеки 36,6» работает прибыльно.
В 2012 году продажи Аптечной сети «36,6» выросли более чем на 73%, достигнув 528,9 млн. долларов. Значительный рост, прежде всего, обусловлен активным развитием розничного сегмента компании, где рост продаж составил более 90%. Продажи в производственном сегменте выросли на 27% благодаря запуску в производство новых рецептурных лекарственных препаратов.
Доля продаж аптек, расположенных в Москве, уменьшилась с 71% до 53% в течение 2013 года. Региональные аптеки по итогам 2013 года обеспечивают около половины продаж розничного сегмента компании.
За высокую скорость развития, значительно превышающую среднюю, Аптечной сети «36,6» приходится платить высокую цену. В связи с активным использованием заемных средств в сделках по поглощению конкурентов долговая нагрузка Аптечной сети «36,6» уже довольно продолжительное время находится на критическом уровне - соотношение чистый долг к EBITDA стабильно составляет около 10.
Во втором параграфе «Анализ маркетинговой деятельности Аптечной сети 36,6» определили сильные и слабые стороны предприятия, а также возможностей и угроз проводится SWOT - анализ:
Таблица 3
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Узнаваемый бренд |
Высокая стоимость аренды торговых площадей |
Высокий уровень корпоративный культуры |
Высокая стоимость долга |
Сильный менеджмент |
|
Эффект масштаба розничной сети |
|
Возможности |
Угрозы |
Значительный потенциал роста, в том числе за счет регионов |
Повышение конкуренции со стороны западных производителей лекарственных препаратов |
Снижение стоимости долга |
|
Источник: pharmacychain366.ru
Третий параграф «Анализ управления коммерческой деятельностью в Аптечной сети 36,6»
Дальше рассматриваем третью главу «Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6». Она так же состоит из трех частей:
1. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети
2. Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в Аптечной сети «36,6»
3. Мероприятия по введение в ассортимент аптеки нового товара и услуги
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Сегодня у аптеки совершенно иное лицо. Она сама формирует свой ассортимент. И на сей раз, представленные на прилавках лекарства не расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов, считаемых самыми ходовыми, можно купить в аптеке.
Аптеки вынуждены временем и новой, рыночной, ситуацией учиться ассортиментной политике.
Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно к оптимизации финансовых результатов предприятия.
Кроме того, необходимо представлять себе какие потребности населения и лечебно- профилактических учреждений аптека, как фармацевтическая структура, собирается удовлетворять и в чем ее уникальность? Кто является потенциальным покупателем товаров и какую цену он готов заплатить? Чем будут отличаться данные товары (лекарственные средства, гигиенические товары и прочие) от аналогичной продукции, реализуемой конкурентами.
В данной курсовой работе были изучены теоретические основы ассортиментной политики. Рассмотрены такие вопросы как формирование, управление, планирование ассортиментной политики, методы ее анализа и повышения эффективности.
В практической части был проведен анализ ассортиментной политики Аптечной сети «36,6». После проведения данных исследований можно сказать, что ассортимент товаров реализуемых аптекой «36,6» отвечает запросам потребителей. Цены на препараты ниже, чем у конкурентов. Ассортиментная политика фирмы оптимальна.
То есть у фирмы много преимуществ перед конкурентами. Она пользуется большим уважением у потребителей.
Так же для более эффективной деятельности Аптечной сети «36,6» были даны рекомендации. Данные рекомендации могут помочь аптеке усовершенствовать ассортиментную политику, занять еще большую долю рынка, вытиснив при этом конкурентов, и полностью удовлетворять запросы потребителей.