В ходе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что однозначной точки зрения в трактовке «экстремальная ситуация» нет. Очень часто термин «экстремальная ситуация» заменяют термином «чрезвычайная ситуация». Для уточнения обратимся к Федеральному закону РФ. Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [8].
В психолого-педагогических исследованиях можно встретить классификации экстремальных и чрезвычайных ситуаций, где данные термины используют как синонимы. Учёные выделяют трудные, кризисные, травматические ситуации основанием которых служит источник происхождения, а также их длительность.
Приведём некоторые существующие трактовки понятия «чрезвычайная ситуация». И.Г. Малкина-Пых, как было уже отмечено выше, чрезвычайную ситуацию рассматривает как синонимичную экстремальной. Под чрезвычайной (экстремальной) ситуацией она понимает обстановку на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4]. Проанализировав данное понятие, мы пришли к выводу, что в данную трактовку понятия «чрезвычайная ситуация» нельзя включить многие ситуации, которые рассматриваются как экстремальные, например, социального характера.
В свою очередь З.И. Кекелидзе даёт иное определение понятию «чрезвычайная ситуация». Под ним он понимает события, вышедшие, за рамки обычного житейского опыта человека и с точки зрения психологии может вызвать стресс [2]. В психологических исследованиях встречается понятие травматическая (травмирующая) ситуация. Данное понятие Н.В. Тарабрина раскрывает, как экстремальные или критические события, обладающие мощным негативным воздействием, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладению с последствиями воздействия [6]. Л.В. Трубицына при рассмотрении проблемы, связанной с процессом травмы, выделяет травмирующие ситуации. Например, пожары, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и др. В свою очередь Е.О. Лазебная, понимает под травматическими ситуациями ситуации, которые угрожают жизни человека [1].
В научных исследованиях широкое распространение получило понятие «трудная жизненная ситуация». Данное понятие включает в себя термины перечисленные выше. В процессе анализа научной литературы мы под трудными жизненными ситуациями понимаем события, угрожающие жизни человека и содержащие в себе субъективные переживаемые неудобства для конкретного человека и не содержащее объективные угрозы и опасности его физическому и психическому благополучию.
Ряд исследователей, например, И.А. Баева, используют сущность содержания понятие «трудная жизненная ситуация» как обобщающее для перечисленных выше понятий, но встречаются и трактовки этого термина в более узком значении. Такие учёные, как К.Н. Василевская и В.В. Нурковая описывают трудные жизненные ситуации с помощью взаимодействия пяти факторов. Первый фактор вероятностного прогнозирования. Второй – витальный фактор, то есть субъективное ощущение невозможности жить в навязанной ситуации. Третий – когнитивный – отсутствие необходимых знаний, умений, навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость имеющихся когнитивных схем. Четвёртый – поведенческий – отсутствие сформированных моделей поведения. И, наконец, пятый – экзистенциальный – ощущение смысло-утраты [1].
В связи с широкой вариативностью употребления выше проанализированных понятий необходимо определить их соотношение между собой. Для этого рассмотрим наиболее подробно категорию «экстремальная ситуация». В настоящее время единого определения экстремальной ситуации не существует. По мнению В.Д. Небылицына, экстремальные ситуации – это ситуации, которые переживаются человеком как источник дискомфорта. В свою очередь М.Ш. Магомед-Эминова, в экстремальных ситуациях указывает на особые условия жизнедеятельности [3].
Рассмотрим некоторые из них: экстремальная ситуация является новой реальностью для современного человека и принципиально отличается от повседневных условий. Необходимо помнить, что экстремальная ситуация обладает двойственностью, так как, с одной стороны, несёт угрозу, опасность, разрушение для личности, а с другой – апеллирует к стойкости, мужеству, содержит возможности для конструктивных изменений. Экстремальная ситуация всегда сопровождается появлением триадической структуры «расстройство – адаптация – рост», поэтому она разрушает целостность жизненного мира человека, деля его на жизнь до произошедшей ситуации и жизнь после, т.е. берётся во внимание временной отрезок, связанный с непосредственным воздействием экстремальных факторов [7].
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что понятие экстремальные ситуации отражает не просто чрезвычайное, а только исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью человека, его существованием или участием, и на сегодняшний день нет единой трактовки понятия «экстремальные ситуации». Хотя некоторые учёные высказывают точку зрению, что данное понятие является синонимом понятий «чрезвычайные ситуации», «трудные жизненные ситуации». С данным мнением мы не согласны, и это связано с тем, что каждое из перечисленных понятий отражает различные сущностные характеристики, некоторые из них не пересекаются, а также не могут входить в понятие «экстремальные ситуации».
Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса “Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее” 2013 – Тульская область: “Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям”. Номер проекта: 13-16-71006 в РГНФ