«Рентабельность – показатель эффективности единовременных затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль».
Кроме того рентабельность является одной из категорий, характеризующих полученный доход. Доход может принимать неодинаковые формы, а значит и рентабельность может рассматриваться в различных значениях. «В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в результате хозяйственной деятельности человека. Что касается узкого понимания, то рентабельность понимается в качестве прибыльности. То есть если предприятие получает прибыль, следовательно, оно рентабельно».
Существует два уровня экономических систем: макроэкономический и микроэкономический, следовательно, можно выделить и два вида рентабельности - рентабельность на макроуровне и рентабельность микроуровне. Явлениями на уровне отдельных хозяйствующих структур занимается микроэкономика. Поэтому рентабельность, которая рассчитывается на данном уровне, определяется прибыльностью этих структур.
Еще в советской экономической литературе рентабельность называли хозрасчетной, а в условиях рыночной экономики она получила название коммерческой. К понятию хозрасчетной рентабельности близки понятия рентабельности и хозрасчета. Хозрасчет - главная форма деятельности подразделений общественного производства при социализме, «которые функционировали на принципах самоокупаемости, оперативной хозяйственной самостоятельности, возмещения всех затрат труда на производство продукции, материальной заинтересованности, контроля рублем».Применение таких принципов доказывало, что прибыль - это показатель рентабельности производства при функционировании товарно-денежных отношений.
Между хозрасчетной рентабельностью и коммерческой существуют как сходства, так и различия. Например, хозрасчетная рентабельность присуща плановой экономике, где ее величина может прогнозироваться, в то время как коммерческой рентабельность «отражает возможность получения предпринимательской прибыли в условиях свободной конкуренции, господства частной собственности, полной самостоятельности хозяйствующих единиц, отсутствия централизованного управления экономикой».
Макроэкономикой называют систему экономических явлений на уровне национальной экономики. Ее проявление отражается в качестве совокупности составляющих взаимосвязанных рынков. В условиях планомерности хозяйственная деятельность должна была обеспечить рентабельность и отдельного предприятия, и народного хозяйства в целом. "Рентабельным считалось такое предприятие, которое покрывает свои расходы и получает прибыль, а также своей продукцией обеспечивает рентабельную работу других предприятий. Рентабельность такого предприятия и будет народнохозяйственной».
То есть утверждалось, что развитие отрасли определяется ее народнохозяйственным значением, единство экономики страны основывается на действии внутрипромышленной, агропромышленной и межрегиональной интеграции, а также наличии системы государственного хозяйственного управления.
Формирование народнохозяйственной рентабельности происходит под влиянием народнохозяйственной эффективности. В современных условиях она может быть представлена одним обобщающим показателем. Эффективность экономики показывается через показатели народнохозяйственной производительности труда, материалоотдачи и капиталоотдачи. Улучшение этих показателей вызывает повышения рентабельности на отдельном предприятии и на обществе в целом. Одним из результатов трудовой деятельности, характеризующим народнохозяйственную рентабельность, является получение совокупного общественно прибавочного продукта. В денежной форме он представляет собой чистый доход общества и его составляющие: прибыль, рента, процент и т. д. Также можно выделить и другие показатели: увеличение объема выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ее качества, повышение производительности труда и т.д.
Таким образом, сделаем вывод о том, что «хозрасчетная рентабельность характеризует результаты деятельности отдельного предприятия, а народнохозяйственная рентабельность - всей экономики в целом».
Обе рентабельности могут иметь как абсолютную, так и относительную форму. Абсолютный показатель народнохозяйственной рентабельности характеризует чистый доход продукта, а хозрасчетной рентабельности - прибыль предприятия. Сопоставление рентабельности с разными масштабами производства происходит с помощью относительных показателей. Эти показатели представляются в виде частного от деления двух величин. Числитель - прибыль, выручка, национальный доход, знаменатель - ресурсы, которые используются при получении дохода. Помимо плановой хозрасчетная и народнохозяйственная рентабельности присущи и рыночной экономике.
Одно из отличий между рентабельность хозрасчетной и народнохозяйственной может заключаться в выполняемой рентабельностью ролью. Хозрасчетная рентабельность - это цель функционирования любого предприятия, а народнохозяйственная рентабельность - это условие для осуществления целей развития экономики страны ( в том числе повышение уровня жизни населения страны). Хозрасчетная рентабельность рассчитается за короткий период: месяц, квартал, год, в отличии от народнохозяйственной рентабельности, которая рассматривается за 10-15 лет, что позволяет более объективно судить об устойчивости экономического развития.
В современных условиях рыночной экономики широко представлены рыночные начала, поэтому следует учитывать и регулировать величину народнохозяйственной рентабельности. Регулирование народнохозяйственной рентабельности поможет сгладить цикличность, которая присущи рыночной экономике. «Городская экономика, сдерживая проведение национальных проектов по развитию образования, здравоохранения, обеспечению комфортными жилищными условиями, нуждается в реструктуризации…». При рассмотрении показателя народнохозяйственной эффективности необходимо учитывать не только прибавочный продукт, но и весь совокупный продукт, который создается обществом в течение длительного периода времени. Расчет показателей народнохозяйственной рентабельности народнохозяйственной эффективности помогает заранее предвидеть кризисные явления и, если это возможно, предупредить их.
Теперь перейдем к рентабельности, получаемую в условиях коммерческого расчета, которую рассматривал Л.Мизес. Он отрицал возможность существования народнохозяйственной рентабельности: "...долгосрочный результат - это исчезновение предпринимательских прибылей и убытков; краткосрочные результаты представляют собой предварительный этап этого процесса". Здесь, по его мнению, появляются и исчезают прибыли и убытки. Также он добавлял: "конечным источником предпринимательской прибыли и убытка является неопределенность будущего соотношения спроса и предложения. Если бы все предприниматели были в состоянии точно спрогнозировать будущее состояние рынка, не было бы ни прибылей, ни убытков». То есть прибыль может существовать только в условиях нестабильной экономики, а значит, рентабельным производство может считать только в краткосрочный период. В народнохозяйственной рентабельности, по мнению Мизеса, прибыль всегда равняется нулю.
Необходимо понимать, что с развитием экономики все большее распространение получают агрегированные показатели. Они учитывают не только экономику отдельных стран, но и мировое хозяйство в целом. Требуется всё более тщательный анализ тенденций и возможностей развития экономики стран, поэтому экономической науке следует вернуться к анализу хозрасчетной и народнохозяйственной рентабельности, народнохозяйственной эффективности. В условиях рыночной экономики значение данных показателей возрастает из-за того, что рыночная экономика определяется наличием крупных диспропорций. Нами предложенные показатели рентабельности помогут уменьшить глубину диспропорций и кризисных спадов, что приведет экономику страны к стабильному экономическому развитию.
Помимо этого также хотелось бы добавить, что одной из оценок рентабельности предприятий является прогнозирования финансовых результатов в процессе изменения обстоятельств хозяйствования. Существует достаточно большое количество показателей рентабельности. Их можно поделить на четыре основных группы. Отличие этих показателей в факторах, с которыми соотносится прибыль. В настоящее время к таким факторам относятся:
1) средняя за исследуемый период стоимость имущества, в том числе по элементам актива бухгалтерского баланса;
2) средняя за исследуемый период величина источников образования имущества, в том числе по элементам пассива бухгалтерского баланса;
3) себестоимость продукции, работ и услуг;
4) выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Считается, что для того, чтобы определить рентабельность экономической деятельность следует использовать три основных фактора: прибыль от продаж, валовую прибыль, прибыль до налогообложения.
Пренебрежение сопоставимостью факторов при вычислении соответствующего показателя является основным недостатком данного способа оценки рентабельности. С прибылью нужно соотносить тот доход, который произведен для ее получения. Кроме этого необходимо учитывать сопоставимость соотносимых факторов. «Например, если используется валовая прибыль, то себестоимость продукции, товаров, работ, услуг не должна включать управленческие и коммерческие расходы. Если необходимо использовать прибыль до налогообложения, то расход ресурсов должен состоять не только из себестоимости продукции, товаров, работ, услуг, но и операционных и внереализационных расходов».
Проблема сопоставимости соотносимых факторов разрешима обеспечением строгого соответствия используемого вида прибыли и расходов.
Состав показателей прибыли, используемого для вычисления рентабельности, должен соответствовать источнику информации - данным бухгалтерского учета, регламентированных формой № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Из состава показателей прибыли, используемых в бухгалтерском учете, следует исключить "нераспределенную чистую прибыль" и "прибыль от обычных видов деятельности", как содержащиеся факторы, не характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.
Из множества используемых показателей рентабельности следует выделять «проблемные», методические особенности которых не позволяют получить адекватный результат или сделать прогноз прибыли.