Нормативноправовые акты являются наиболее актуальной и исследованной в отечественном правоведении формой права. Была изучена природа нормативно-правовых актов, свойства, которые способствовали их выделению из системы права и их признаки. Эффективность существования нормативно правовых актов заключается в их иерархичности и системности.
Нормативно правовой акт один из главных источников права в современном государстве. В нем выражаются правовые нормы, регулирующиеинтересы и потребности общества. Нормативно-правовые актызакрепляют нормы, которые учитывают интересы большинства или меньшинства, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. [4]
К нормативно правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов . Особенностинормативно правовых актов:Во-первых, с их помощью достигается наиболее полное и истинное выражение юридических норм . Во-вторых, усложнение общественной жизни, рост темпов общественного совершенствованияприводят к повышению роли нормативных актов в системе юридических источников права. В-третьих, нормативный правовой актможет быть оперативно издан и изменен в любой части, что позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы. В-четвертых, нормативные правовые акты можно систематизировать и кодифицировать, что позволит легко осуществить поиск необходимого акта для его реализации.[2]
Классификация нормативно-правовых актов производится по разнымоснованиям: по содержанию;по юридической силе; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим.
По
содержанию нормативно правовые акты делятся на:акты содержащие нормы только
одной отрасли права и акты имеющие комплексный характер, включающие нормы различных
отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. По
юридической силе нормативно правовые акты подразделяются на законы и
подзаконные акты. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более
высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По
объему и характеру нормативно правовые акты делятся:
на акты общего действия, охватывающие всю
совокупность отношений определенного вида на данной территории;на акты
ограниченного действия, которые распространяются на часть территории или на
строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;на акты
исключительного (чрезвычайного) действия.
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на законы,
подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера.
Закон принимается высшим представительным
органом государства в особенномпорядке.Он обладает высшей юридической силой и
регулирует наиболее значимые общественные отношения с точки зрения интересов и
потребностей населения страны.
Принятие закона включает в себя четыре
обязательные стадии: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; обнародование.
Принятие закона в результате референдума предусматривается Законом о
референдуме;законы не подлежат контролю со стороны какого-либо другого органа
государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной
властью.
Ведущее и определяющее
положение законов заключается в верховенстве закона в регулировании общественных
отношений. Ни один подзаконный акт не может вмешиваться в сферу законодательного
регулирования. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и
обыкновенные. Конституционные законы определяют государственный и общественный
строй, а также правовое положение личности и организаций. Обыкновенные законы
принимаются в соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные
сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты- это правотворческие акты, основанные на законе и не
противоречащие ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, нежелизаконы,
они опираются на юридическую силу законов и не могут противостоять им. Подзаконные
акты уточняютглавные положения законов применительно к своеобразию разных
общественных интересов.По субъектам издания и сфере распространения они
подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
Общие подзаконные актыобладают общей властью и действуютна всех лиц в рамках определенной территории. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти.
Местные подзаконные актыобладают представительной и исполнительной властью на местах и издаютсяместными органамисамоуправления. Действие этих актов ограничено подчиненной им территорией.
Ведомственные
нормативно правовые актыобладают общим действиеми распространяются на
ограниченную сферу общественных отношений.
Внутриорганизационные подзаконные издаются разными
организациями для упорядочение своих внутренних вопросов и распространяются на всех сотрудников
организаций. [5]
Степень юридической силы нормативно-правовых актов различна, но степень обязательности содержащихся в них норм одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий предпринимательства в нашей стране. [1]
Экономика предприятия регулируется большим количеством нормативных актов.Все они различаются по уровню и типу органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Самой большой группой источников права, регулирующих экономику предприятия, являются акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления, регулирующих вопросы финансов в пределах определенной отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций. Существуют общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, исключение составляют случаи, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, отличающиесягражданского законодательства, то применяются правила международного договора.
Существует множество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия. Формально их можно разделить на четыре группы. Первая группа определяет внутренние отношения — порядок управления, организации труда и учреждения субъекта предпринимательской деятельности; Вторая группа регулирует отношения по вертикали — субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Третья группа определяет отношения по диагонали — субъектов предпринимательства с банками и иными кредитными организациями; Четвертая группа регулирует отношения по горизонтали — субъектов предпринимательства с партнерами по экономической деятельности, в том числе с поставщиками, покупателями и т.д.
Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средствпо всей территории России, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Государственная, муниципальная и частная формы собственностизащищаются и признаются равным образом. Иметь землю в частной собственности разрешено только российским гражданам и их объединениям. Также установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, поддержка и совершенствованиечестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии. [3]
Предприниматели несут юридическую, гражданскую,дисциплинарную, материальную,административную,уголовную ответственность.
Юридическая ответственность,представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать отрицательные последствия при неисполнении ими установленных законов и обязательств.
Гражданская ответственность, представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица или государства установленных договором или законом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.
Материальная ответственность устанавливается в соответствии с трудовым правом. Она бывает двух видов: ограниченная ,в пределах 1/3 среднего месячного заработка и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.
В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Существуют такие взыскания как: замечание, выговор, увольнение с работы.
Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций устанавливается за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.
Уголовная ответственность возникает при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. [5]
Заключение
Изучив теоретические основы нормативно – правовых актов регулирующих деятельность предприятия,можно сделать вывод, что регулирование деятельности предприятия нормативно-правовыми актами является важным аспектом существования организации. Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие элементы. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, а основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации.