Как известно, под неблагополучными семьями принято понимать дезорганизованные семьи, которые не занимаются воспитанием детей. Следствием неблагополучия семейного воспитания у младшего школьника довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Сами же младшие школьники не осознают своего неблагоприятного положения, но воспринимают и переживают его эмоционально, пытаясь привлечь внимание окружающих криком, беготней, агрессией. При этом, даже одна трудная жизненная ситуация в семье порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать все свои проблемы. Именно поэтому, в таких случаях им на помощь приходит социально-педагогическая поддержка со стороны специалистов (социальных педагогов, психологов) и педагогов образовательных учреждений (учителей, завучей, классных руководителей) [1, с. 82].
Основная цель психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей из неблагополучной семьи, – это оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей данной категории, гармонизация детско-родительских отношений и нормализация психологического состояния родителей.
Разнообразные специализированные организации, а также работники школы выявляют детей, нуждающихся в специальной помощи; определяют причины; составляют планы по работе с семьями; занимаются координацией и осуществлением профилактической и реабилитационной деятельности в последующем. Учителя, например, совместно с психологом проводят диагностику, проводят индивидуальную работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств [3]. К числу основных функций классного руководителя, у которого среди подопечных есть ребенок из неблагополучной семьи, относят: создание положительной обстановки в классе; налаживание партнерских отношений и сотрудничество с неблагополучными семьями; планирование работы в неблагополучной семье; создание банка данных о неблагополучных семьях учеников; разработка и внедрение индивидуальных программ воспитания; индивидуальная работа с детьми; вовлечение детей из неблагополучных семей в кружки и клубы.
В зависимости от того, насколько острой является проблема в каждой конкретной семье, определяется и уровень социально-педагогического сопровождения. Так, по части социального сопровождения, выделяют 3 уровня: адаптационный, направленный на создание мероприятий по обеспечению взаимного привыкания детей к новым условиям в семье (появление отчима или мачехи) или на новом месте жительства (беженцы) в течение первого года; профилактический, направленный на оказание психической, социальной и педагогической помощи для избегания кризисов в семье (характерен для семей, где у родителей неразвиты навыки и чувства, либо они слишком опекают, либо кто-то из родителей отбывает наказание в тюрьме, является инвалидом и так далее) в течение 1 года; кризисный, направленный на оказание помощи по устранению конфликтов, угрожающих нормальной жизни детей, реализуется в течение 6 месяцев; экстренный, направленный на предотвращение угрозы жизни детей, включая жестокое обращение, реализуется в течение 3 месяцев [2].
В конечном счете, можно сказать, что выстроенная система профилактической работы с неблагополучной семьей так или иначе дает весьма стабильные результаты. По каждому ребенку из неблагополучной семьи составляются планы индивидуальной воспитательно-профилактической работы в виде контроля посещения занятий, кружков, успеваемости, поведения, внешнего вида. Социально-педагогическая поддержка младших школьников из неблагополучных семей должна быть направлена на обеспечение адаптации к школе, развитие познавательных мотивов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения, формирование адекватной самооценки, навыков саморегуляции и правильного поведения.