Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GAMING ASPECT IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS

Khlystun N.A. 1
1 Peter the Great Saint-Petersburg State Polytechnic University
Games have always played a big role in the history of mankind. Play activities are of great importance in teaching in English lessons. Playing in a foreign language lesson helps the teacher organize the activities of students, motivates them to search for additional information. If the teacher is confident that this method of speech activity in the classroom will work with the necessary support, then using role-playing games can be very effective. Thanks to the game activity, the educational process becomes lively and interesting. The development of game methods of teaching a foreign language is aimed at finding any means that can inspire students to achieve the best possible results in language acquisition. This article provides a brief overview of the game aspect in teaching a foreign language. The author explores the pedagogical means of creating "real" communication in the classroom. The article presents the points of view of researchers on play as a form of teaching a foreign language, and also considers the types of play as communicative practice in foreign language classes in order to form language competence in students of non-linguistic specialties and encourage students to further study a foreign language and develop interest in language as subject.
communicative method
game
language competence

Д. Браун, один из известнейших представителей коммуникативного подхода, дает следующую характеристику такому обучению: «Помимо грамматических элементов коммуникации, мы изучаем природу социальных, культурных и прагматических особенностей языка. Мы исследуем педагогические средства создания “настоящей” коммуникации в учебной аудитории. Мы стараемся научить наших студентов беглости языка, а не только ее правильности, что занимало учителей иностранного языка на протяжении веков. Мы снабжаем наших учащихся инструментами создания неподготовленной речи за пределами аудитории. Мы озабочены тем, чтобы стимулировать наших студентов к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни, а не только сиюминутными аудиторными заданиями. Мы рассматриваем учеников как равноправных партнеров в совместной деятельности. Наши классные упражнения нацелены на поиск любых средств, способных вдохновить студентов на достижение наилучших возможных результатов в овладении языком» [2, с. 274].

Американский психолог Джордж Герберт Мид в своей книге «Разум, Я и Общество» (“Mind, Self, and Society”) определяет игру как обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» человека (правда, сам Мид называет это «самостью») - собиранием своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки и самоосуществления человека [4, с. 47]. Если преподаватель уверен, что такой способ речевой активности на занятии будет работать при обеспечении необходимой поддержки, то использование ролевых игр может быть очень эффективным.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, цель которой не всегда достижение того или иного результата. Часто смысл того или иного развлечения именно в процессе. В истории человечества игры всегда играли большую роль. Сегодня они тесно связаны со спортом, искусством и многими другими областями нашей жизни. Однако многие взрослые до сих пор считают, что играть могут только дети.

Игровая деятельность имеет огромное значение в обучении, воспитании и развитии ребенка. Психологи говорят, что игра готовит маленького человека ко взрослой жизни. Он учится жить, проигрывая ту или иную ситуацию. Игра – это напряженное занятие, которое требует умственных и эмоциональных сил.

Многие преподаватели используют игру для того, чтобы привлечь внимание учащихся, заинтересовать их, увлечь.

На уроках английского языка игровая деятельность имеет особое значение. Часто робкий и неуверенный ученик боится говорить, но играя, он раскрепощается, ему легче показать свои навыки и умения.

Игру можно назвать своеобразным упражнением, которое дает прекрасную возможность для повторения речевого образца. Игровые упражнения часто бывают эмоциональными, потому учащиеся лучше запоминают предоставленный им материал.

Какими же должны быть игры на уроках английского языка?

  • Они не должны быть сложными

То есть в них не должно быть много правил и объяснений. Чем проще – тем лучше

  • Они должны иметь четкие правила

В каждой игре должны быть правила и их нужно объяснить

  • В игре должны принимать участие все учащиеся

Если в классе много учеников, нужно разделить учащихся на группы, команды, однако предоставить всем возможность поучаствовать

  • Не допустимы наказания

Нельзя наказывать менее успешных учеников за то, что они плохо справляются с заданием. Также нельзя насмехаться, если студент не справляется со своей задачей

  • Используйте поощрительные призы

И дети, и взрослые любят получать призы. Даже если это что-то совсем маленькое, незначительное, это все равно приятно! На практике доказано, что за маленькую конфету или за какой-либо переходящий от одной победившей команды к другой приз студенты готовы стараться лучше, а значит результат тоже будет лучше

Игровая деятельность очень разнообразна. Есть игровые упражнения, которые направлены на активацию речевой деятельности, фонетические, лексические, грамматические задания. Есть те, которые направлены на развитие письма, навыков чтения, ролевые игры, импровизации, игра-зарядка и многие другие.

При выборе того или иного вида игровой деятельности учитель, как правило, должен учитывать не только ту сферу, которая нуждается в тренировке, но и возраст играющих. Многие взрослые без особой охоты начинают играть, довольно скептически относятся к таким занятиям, однако в процессе увлекаются, переключаются и азартно выполняют те или иные действия.

Самые интересные игры на уроках английского языка

Игровые занятия, представленные ниже, можно использовать в любом коллективе, как в детском, так и во взрослом. Они не требуют особой подготовки, но очень любимы студентами.

Алфавитная

В эту игру можно поиграть и тогда, когда вы только начинаете заниматься с учащимися английским, и тогда, когда вы хотите потренировать те или иные лексико-грамматические навыки.

Попросите учащихся выстроиться друг за другом по именам в алфавитном порядке. Задайте вопрос «What is your name?», послушайте ответы. Затем попросите их встать в обратном порядке.

Игру можно усложнить. Например, попросить учащихся называть какое-либо прилагательное перед своим именем. Также можно добавлять фразу: «I like…». Примечательно, что в последнем варианте можно потренировать разнообразные грамматические навыки. К примеру, на втором круге попросить студентов сказать, кто их сосед, что он любит: «She is Ann. She likes milk».

Одной из вариаций игры может быть такая. Учащийся представляется на английском языке. А далее говорит: «I like и имитирует какое-либо действие». Студенты должны догадаться и назвать это слово на английском языке. Таким образом тренируется слуховая память и лексический запас.

Знаменитости

Преподаватель пишет имена известных людей на листочках, а затем прикрепляет их на спину учащимся. Они ходят по классу, задавая вопросы друг другу, чтобы узнать, кто они. При этом на вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Как вариант, студенты могут сами придумать себе ту или иную знаменитую личность, отвечая на вопросы именно о ней.

Скороговорки

Разбейте учащихся на группы, раздайте им по несколько скороговорок. Дайте время потренироваться. Затем они должны будут прочитать скороговорки хором. Кто сделает это лучше – тот и выиграл.

Синонимы – антонимы

Заранее подготовьте слова (синонимы — антонимы) по количеству учащихся. Раздайте студентам и попросите их найти себе пару. В паре они должны придумать два предложения.

Тренировка Present Continuous

Прекрасная игра, направленная на тренировку Present Continuous! Перед началом подготовьте карточки с названием того или иного действия. Например, плавать, бегать, кричать, спать, прыгать и так далее. Затем пригласите одного из учащихся, предложив вытянуть карточку. Студент должен без слов показать действие, а остальные сказать, что он делает, используя Present Continuous. Можно использовать данное игровое действие для тренировки модальных глаголов can и must.

Найди свой ответ

Учащимся раздаются заранее подготовленные карточки. Часть студентов получают вопрос, а часть ответ. Далее предлагается найти свою пару. Кроме того, ученикам дается время для того, чтобы они составили диалог, используя в нем свой вопрос и ответ.

Восстанови рассказ

Разбейте учащихся на несколько команд. Дайте им предложение, которым заканчивается тот или иной рассказ, и предложите им самим придумать этот рассказ. Выиграет та команда, которая справится с заданием лучше.
Найди того, кто…

  1. has green eyes
  2. is wearing a ring
  3. is taller than you
  4. is not from Moscow
  5. visited another country in 2017
  6. will go abroad in 2018 for holidays
  7. has a brother

Игра на уроке английского помогает учителю организовать деятельность учащихся, мотивирует их в поиске дополнительной информации. Благодаря игровой деятельности урок становится живым и интересным. Обучаемые быстрее овладевают разнообразными навыками, они активно стремятся к контакту друг с другом, а, следовательно, овладевают английским не на основе имитации, а осознанно. Кроме того, игра разрушает традиционный барьер между преподавателем и учащимися.

Практика показывает, что студенты готовятся к ролевым играм с интересом, занимаются самостоятельной работой, используя элементы проектной деятельности, формируют навыки переработки текста, однако это не помогает им избежать наличия в их речи фонетических, лексических и грамматических ошибок. При этом, если отношение преподавателя к сделанным ошибкам остается терпимым, то это не препятствует развитию интереса студентов к такому виду занятий.

Американский педагог Х. Колеман разделяет все занятия в аудитории на «учительские спектакли», где студенты большей частью остаются пассивными зрителями спектакля «одного актера», то есть преподавателя, и на «студенческие фестивали», когда студенты принимают активное участие в процессе обучения [9]. Думается, что ролевые игры могут с успехом стать примером именно такого «фестиваля». Преподавателю в этом случае отводится роль режиссера. Его задачей остается правильная организация подобного «студенческого фестиваля» без явного вмешательства в сам процесс.