Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FINANCIAL LEGAL SANCTIONS

Yandieva M.K. 1
1 Ingush State University
In the Russian Federation in the field of finance, the formation, distribution and use of financial resources in accordance with the law is important. Failure to comply with this law is detrimental to the country's economy, and financial and legal sanctions exist to prevent such and similar violations. It is important to know what measures of state coercion constitute the content of this concept and what kind of legal responsibility financial sanction refers to. Since the content of the sanction and the type of responsibility determine the procedural form of its application, the uncertainty of the financial sanction in relation to the type of responsibility creates serious difficulties in law enforcement practice. Financial responsibility is the process of managing money and other similar assets, which is considered productive and also meets the best interests of the individual, family or commercial organization. The issue of financial and legal sanction is not fully disclosed. This problem was considered in the works of N.I. Khimichieva, which gave a general description and revealed the features of financial and legal sanctions, as well as M.V. Karaseva. [5]
financial and legal sanctions
financial responsibility
financial and legal norms
financial control

Финансовые санкции ­— это ограничительные меры, применяемые к физическим или юридическим лицам в целях ограничения их деятельности и оказания на них давления и влияния. Эти ограничительные меры включают, помимо прочего, финансовые санкции, торговые санкции, ограничения на поездки или ограничения гражданской авиации.

Финансово-правовые нормы — это основные элементы финансового права. Санкции — это последствия несоблюдения финансово-правовых норм. К ним относится нарушение установленных норм использования, распределения и формирования денежных активов. Санкции призваны воздействовать на правонарушителей через их финансовые активы или финансово-экономическую деятельность. Государственные органы, включая Центральный банк Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, могут самостоятельно вводить финансовые санкции. В некоторых случаях санкции могут быть наложены только по решению суда. [1]

Санкции финансово-правовых норм по сравнению с санкциями других отраслей права имеют целый ряд особенностей:

  1. Они, как правило, носят денежный характер.
  2. Эти санкции всегда выражают ответственность перед государством. Поэтому при наложении финансовых взыскания деньги поступают в доход государства, а не в пользу, скажем, непосредственно взыскателя. Так, когда налоговый орган взыскивает с налогоплательщика штраф за несвоевременную уплату налога, то взыскания сумма начисляется в доход бюджета, а не этого органа.
  3. Для многих финансово-правовых норм (особенно налоговых) характерна односторонняя направленность санкций, т.е. они рассчитаны только для того субъекта, который противостоит в финансовом правоотношении государству (или органу, представляющему его интересы). Поэтому существует, штраф за уклонение от уплаты налога, налагаемый на налогоплательщика, но нет штрафа за неправильное взимание налога, который можно было бы наложить на налоговый орган.
  4. Многие финансово-правовые органы наделяют субъекта, представляющего в финансовом правоотношении государство, правом самостоятельного применения санкций, т.е. правом привлечения другого лица к финансово-правовой ответственности путём наложения соответствующих взысканий в одностороннем порядке.
  5. Финансово-правовые санкции могут сочетать в себе предупредительные, восстановительные и питательные меры. Так, блокировку расходов получателя бюджетных средств, приостановление операций по банковским счетам можно рассматривать в качестве предупредительной меры, взыскание пенсий за несвоевременную уплату налога – восстановительный (считается, что с помощью пени государство восстанавливает тот доход, который бы получил при своевременной уплате налога), наложение штрафа выступает карательной мерой.

Финансовые санкции включают такие меры финансовой ответственности как:

  • Пени, которые начисляются за нарушение налогового законодательства. С физических лиц пени взимаются в судебном порядке, но с организаций в бесспорном порядке
  • Штрафы могут быть начислены только по распоряжению суда в установленном порядке. Поскольку принцип неприкосновенности чужого имущества действует в судебной системе, поэтому штрафы налагаются только судом, поскольку никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда.
  • Недоимка носит компенсационный характер и подлежит возмещению в размере неуплаченного сбора или налога.

Размер финансовых санкций предусмотрен специальными правовыми статьями нормативных актов отраслевого законодательства и определяется, и применяется, как правило, в виде финансовых санкций в отношении лица, признанного виновным в финансовом правонарушении.

Денежная форма финансовых санкций зависит от характера финансовых обязательств субъектов финансового права, которые также выражаются в денежной форме: налогоплательщик обязан платить налоги наличными; бюджетники должны использовать их по назначению; компании обязаны производить взаимные наличные платежи в безналичном порядке, переводить доходы в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках.

Несмотря на различные методы расчета, все финансовые санкции имеют общую правовую природу и характерную черту, которая заключается в смене владельца в результате принудительного вывода средств от лица или организации государству. [4] Однако процедура наложения финансовых и правовых санкций зависит от их характера.

Следовательно, финансово-правовые санкции можно поделить на две группы:

  1. Штрафные (карательные) санкции предназначены для наказания нарушителя за полное нарушение финансовых и правовых норм. Кроме того, эти штрафы используются для предотвращения финансовых преступлений.
  2. Правовосстановительные санкции применяются для восстановления и возмещения ущерба, причиненного незаконным финансовым актом.

Такие санкции имеют целью восстановить нарушенные права государственной собственности или заставить их выполнить свои финансовые обязательства. К таким санкциям относятся пени. В соответствии со статьей 75 налогового законодательства Российской Федерации под пеней понимается сумма денег, которую должен уплатить налогоплательщик, если причитающиеся налоги или сборы уплачиваются позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах. [3] Функция пени состоит в том, чтобы компенсировать государству и обществу ущерб, а именно ущерб, понесенный им в связи с несвоевременной уплатой налогов, сборов, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д.

Важно совершенствовать финансово-правовые нормы и порядок их применения, так как систематизация финансово-правовых санкций устранит пробелы в законе, а также позволит избежать дублирования в правовых нормах. Также нужно улучшить процесс финансового контроля для предотвращения финансово-правовых нарушений.