Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

POSSIBILITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION

1
1
The economic training of professional education students at the present stage is based on the creation and implementation of new, effective technologies, i.e. based on an innovative approach. A theoretical analysis of the use of information and communication technologies in the teaching of economic disciplines is carried out, and the significance of these technologies in higher education is also revealed. The necessity of using ICT tools in the educational process to improve the quality of higher education is considered. The conclusion about the effectiveness of interactive teaching methods is based on the study. The paper notes that the use of information technology allows individualization of training and opens up broad prospects for self-education, which enables each student to achieve the maximum possible results. The results of a survey of undergraduate students, future teachers, about the advantages and disadvantages of using information and communication technologies are presented.
pedagogical technology
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
economic disciplines
bachelors
university students

Введение. В условиях современного мира общество требует подготовки специалистов, обладающих информационно-коммуникационной компетентностью, способных повлиять на ход принятия управленческих решений, придать профессиональной деятельности инновационный характер. Одной из основных задач системы образования является подготовка кадров, обладающих навыками самостоятельного анализа и обработки информации с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ в образовательный процесс является одним из способов экономии времени, ресурсов, сил и средств, при этом преподаватель имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным.[2]

Актуальность применения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе обусловлена, тем, что внедрение новых образовательных технологий является не только необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос, поскольку студентам предпочтительней работать с цифровыми устройствами в сравнении с традиционными бумажными носителями информации.[3]

Цель исследования - обосновать необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в высшей школе.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании для активного вовлечения студентов в учебный процесс является одним из наиболее многообещающих направлений развития образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность технических устройств открывают новые возможности преподавания и обучения, позволяют расширять набор применяемых методов обучения преподавателям, а студентам, в свою очередь, – вносить свой вклад в решение образовательных задач. Инновационные педагогические технологии помогают повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого студента.[3]

Будущие экономисты должны обладать высоким уровнем информационной культуры. Под информационной культурой будущего экономиста понимается интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему ценностей, мотивов, знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности, отражающее уровень развития информационной компетентности, обеспечивающее личностный и профессиональный рост. Повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией, ее анализе, сравнении, классификации и обобщении, невозможно без использования многообразных быстро сменяющих друг друга средств ИКТ.[1]

Необходимость овладения навыками анализа и обработки информации обусловлена не только профессиональными функциями и задачами будущего экономиста, но и особенностями обучения в высшей школе экономическим дисциплинам:

  • запоминанием студентами больших объёмов информации и справочных данных;
  • экономического прогнозирования;
  • потребностью в наглядной демонстрации экономических процессов с помощью средств мультимедиа;
  • необходимостью пользования электронной библиотекой; экономическими информационными системами и базами данных для знакомства с новейшими достижениями экономических наук.[1]

Преимуществами обучения с использованием информационных технологий являются:

  • доступность для преподавателей и студентов;
  • возможность работать вне зависимости от места и времени, не зависимо от расписания занятий, послать необходимое сообщение;
  • возможность контролировать работу студентов и их успеваемость;
  • возможность применять такие формы обучения, как аудио или видео-лекции, презентации и пр.[2]

Применение информационных технологий в образовательном процессе не только облегчает усвоение учебного материала, помогает улучшить качество образования, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей студентов, а именно:

  • повышение мотивации студентов к обучению;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие мышления и творческих способностей студентов;
  • индивидуализация учебного процесса за счет предоставления возможности студентам как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  • формирование различных приемов логического мышления: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, группировки.

Преимущества совершенствования методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области экономических дисциплин определяются тем, что студенты осваивают новый материал в качестве активных участников процесса обучения. Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации, а также у них вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения. Студенты решают сложные практические задачи, анализируют ситуации, которые имеют место в профессиональной деятельности.

Использовать средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно, например, для составления презентации, создавая слайд-шоу. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Помимо лекционных занятий, технические устройства используются при закреплении знаний, студенты получают возможность работать в удобном темпе и обращать особое внимание на вопросы темы, которые вызывают затруднения.

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономики не исключает традиционной формы обучения, которая предполагает живое творческое и воспитательное общение. Напротив, способствует созданию новых позитивных факторов (к примеру, значительно повышает эффективность самостоятельной работы), применению новых форм общения с помощью компьютерных сетей. При разработке проектов, презентаций с использованием ИКТ и размещении их в сети Интернет обучающиеся приобретают знания и навыки, которые не сводятся к традиционным репродуктивным.[4]

По результатам опроса студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Экономическое образование»), можно сделать следующие выводы:

  • на вопрос «Как вы оцениваете использование ИКТ в процессе преподавания экономических дисциплин?», 82% студентов ответили положительно, 10% студентов ответили «скорее да, чем нет», 8% - «скорее нет, чем да), что подтверждает готовность будущих педагогов применять в образовательном процессе средства ИКТ.
  • По мнению студентов, использование информационно-коммуникационых технологий в процессе обучения позволяет быстро усваивать материал за счет наглядности, дает доступ к большому количеству информации, способствует внедрению новшеств в образовательный процесс.
  • Будущие педагоги считают, что недостатками использования средств ИКТ являются: трудности в организации учебного процесса, технические сложности работы с оборудованием.

Заключение. Таким образом, исходя из теоретического анализа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам, можно сделать следующие выводы о целесообразности их внедрения:

  1. при изложении нового материала средства ИКТ позволяют визуализировать информацию;
  2. при закреплении программного материала появляется возможность применения различных обучающих программ;
  3. в системе контроля и проверки можно использовать программы с тестированием;
  4. в самостоятельной работе студентов применяются энциклопедии, развивающие программы, электронные библиотечные системы и т.д.;
  5. средства ИКТ участвуют в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей студентов.[3]

При обоснованной организации образовательного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, приобретает все большие перспективы, несут в себе огромный потенциал для развития учебной деятельности.