Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FUNDAMENTAL FEATURES OF BUSINESS PUBLICATIONS ON THE EXAMPLE OF THE PUBLICATION "RBK»

Povetkina A.O. 1
1 Rostov State Economic University
This article is devoted to the study of the fundamental features of the media and the role of business publications in the world of modern press. Information in the business press is not limited to economic and political issues. Any information that can move the markets of labor, capital and goods becomes business. The business press reflects the situation in the economic markets, tells about the functions of enterprises, the introduction of new technologies in the industrial sphere. Thematic preferences of publications of a particular country directly depend on the level of development of certain sectors of the economy and the activity of the processes occurring in them, and the share of materials of a certain subject can draw conclusions about the level of development of a particular sector of the economy. This indicates the upcoming changes that the system of Russian business journals will experience in the near future. There can be at least two vectors of such changes: quantitative, which implies the emergence of new business journals and the closure of some currently published ones, and qualitative, which means internal changes in the models of existing business media, different approaches to determining thematic priorities, ways of structuring publications, methods of working with data and sources of information.
business journalism
fundamental features
rbk
press development

Деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Непрерывно увеличивается количество медиа, обеспечивающих читателей, зрителей, слушателей информацией делового характера, возрастает влияние бизнес-СМИ на процессы, происходящие в обществе и экономике, повышается внимание самого общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.

Сегодня деловая журналистика – один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России: растет количество масс-медиа, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.

Представляется очевидным, что место и роль деловой журналистики в обществе не является константой. Специфика экономической среды, уровня деловых отношений определяет структуру, функции и роль бизнес-прессы в обществе. Как итог, в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы.

Неотъемлемой частью системы бизнес-прессы являются деловые журналы, которые выполняют собственные функции и имеют свою читательскую аудиторию. Специфические характеристики журнальной прессы формируют собственное, весьма обширное поле для исследований.

В странах, сравнительно давно избравших капиталистический путь развития, формы и механизмы работы деловой журналистики уже сформированы, хотя это отнюдь не исключает возникновения сложных вопросов, требующих теоретического решения и практической апробации. В то же время государствах с рыночной экономикой, ныне активно адаптирующих принятые в западных странах формы хозяйствования, может появиться ряд сложностей в разработке оптимальных механизмов функционирования института деловой прессы.

Из вышеупомянутого положения следует, что изменения экономики приводят к трансформации системы деловой прессы как элемента инфраструктуры, обслуживающей нужды экономической системы. В условиях глобализации, когда модели экономических систем в разных странах постепенно сближаются, а формы бизнес-отношений становятся схожими во многих государствах, следует ожидать сближения моделей работы деловой прессы во всем мире. Можно с полной уверенностью говорить о распространении ранее незнакомых форм деятельности бизнес- СМИ в новых странах, на новых рынках, в новых экономических форматах.

Неотъемлемой частью системы бизнес-прессы являются деловые журналы, которые выполняют собственные функции и имеют свою читательскую аудиторию. Специфические характеристики журнальной прессы формируют собственное, весьма обширное поле для исследований.

В настоящее время деловая пресса является неотъемлемой частью бизнеса. Современные редакции все больше тяготеют к аналитике и прогнозированию развития экономики страны. Кроме того, деловая пресса следит за изменениями фондовых рынков, валютными скачками и ростом котировок. Помимо бизнесменов, менеджеров и других специалистов высшего и среднего звена, эти издания ориентируются на людей, не желающих оставаться в вакууме и информационной блокаде.

Читатели деловых журналов - руководители и собственники компаний, промышленных предприятий, менеджеры среднего звена, представители органов власти, люди, желающие начать свой бизнес. В массе своей издания заявляют именно такую аудиторию. Чаще всего эта аудитория подразумевается, но не всегда выявляется, - "социально активная часть общества, имеющая стабильно высокий доход, преимущественно мужчины 35-50 лет". Издания имеют подзаголовки в шпигеле: "журнал для деловой элиты", "для первых лиц", "для состоятельных людей", "журнал представительского класса".

Все исследователи феномена деловой прессы сходятся в том, что ее содержанием является деловая информация - текстовые и цифровые материалы, предназначенные для обслуживания и развития предпринимательства.

Некоторые ученые посвящали исследованию деловых масс-медиа части своих работ на более широкую тематику. Однако научные труды отечественных исследователей о зарубежных масс-медиа (что вполне объяснимо) не были сконцентрированы на специфике именно деловых масс-медиа.

На Западе до 1990-х годов выходило немало теоретических работ о бизнес-прессе. О деловых СМИ и о деловых журналах писали, например, Р.Уолсли, Дж.Вуд, Дж.Элфенбейн, Р.Берд, А. Тернбелл, С.Кобр, Дж.Коблер, А.Греко, Э.Грюнвальд и другие авторы. Классическим считается труд Д.Форсита об истории деловой прессы Соединенных Штатов 18-19 веков.

За рубежом работы о деловой журналистике регулярно появляются и в последнее время. В их числе можно, в частности, назвать монографии А.Арресе, К.Роуша. Отдельный класс работ, из которых можно почерпнуть информацию о деловой прессе, – мемуары, биографии, документальные материалы, тексты беллетристического характера.

В последние годы в России начали появляться труды отечественных ученых, посвященные деловым СМИ. Это работы В.С.Кулева, Д.А.Мурзина, Е.И.Мордовской, А.А.Грабельникова. Значительное внимание бизнес-СМИ уделяли в своих масштабных трудах Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова. Немало писали о деловых журналах исследователи журнальной периодики А.Г.Бочаров, М.И.Шостак, Л.А.Теплова. В трудах исследователя американской журналистики Г.А.Головановой можно было найти информацию о деловых изданиях Соединенных Штатов.

Методологические и исторические аспекты науки о СМИ подробно изучали Е.П.Прохоров, М.В.Шкондин, И.В.Кузнецов, Р.П.Овсепян, Б.И.Есин.

В целом, деловая журналистика – тип качественной прессы, предоставляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности. Критериями для выделения деловой журналистики из общей структуры масс-медиа могут служить аудиторные признаки (характеристики целевой аудитории, для которой предназначен информационный продукт), предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение СМИ (функциональный критерий). Так, целевой аудиторией любого делового издания является группа людей, заинтересованных в получении информации о процессах, протекающих в какой-либо сфере экономики, бизнеса, науки, общественной жизни; данных о том, каким образом можно получить какую-либо пользу в сложившейся ситуации. Предметно-тематическая направленность бизнес-изданий обусловлена их основной функцией – предоставлять необходимую информацию. Значительное число статей имеет ярко выраженную прикладную направленность, что позволяет на основе представленной информации принимать значимые для читателя решения, – материалы такого типа представляют собой рассказ о новых финансовых инструментах, продуктах, инвестиционных идеях.

Российские деловые журналы уделяют значительно большее внимание, по сравнению с американскими аналогами, непрофильным для деловых журналов темам в частности, развлекательным и политическим Это может свидетельствовать о том, что деловые журналы России частично берут на себя функции изданий других типов в частности, общественно-политических Активные процессы, протекающие в системе деловых СМИ России, могут привести к существенным ее изменениям в обозримом будущем.

Одним из крупнейших деловых издания Российской Федерации является газета «RBK» - ежедневная деловая газета. Издание выходит 20 полосах в формате 350х587 мм. Контент журнала «РБК» упорядоченно размещен на его страницах. В целом нужно отметить, что данное издание достаточно хорошо структурировано, у него есть четкая концепция каждого номера, позволяющая собрать воедино разнородные материалы, тематически объединить и представить читателю широкую панораму современной экономической жизни.

Таким образом можем выделить фундаментальные признаки делового издания «RBK».

  1. Соцально-политическая направленность. Газета специализируется на анализе ситуации в различных отраслях российской экономики, бизнесах и компаниях, а также международных деловых новостях,  основываясь на информации, полученной из первых рук.  Редакция и эксперты в области экономики и общественно-политических событий «Ежедневной деловой газеты РБК» анализируют происходящее в стране и мире и рассказывают, как это может повлиять на повседневную жизнь читателей. Деловая газета РБК отвечает не только на вопрос «Что произошло?», но и на вопросы «Почему это произошло?» и «Какие у этого события могут быть последствия?»
  2. По данным LiveInternet (март-апрель 2013 г), ежедневно сайт газеты РБК daily читают свыше 250 тыс. пользователей. Размер ежемесячной аудитории — 4,8 млн человек. Тираж бумажной версии, которая выходит 5 дней в неделю, составляет 80 тыс. экземпляров. «РБК daily» — направлен на определенную целевую социальную группу, однако так же может быть интересен и массовой аудитории. Основная информация направлена на средний и элитный класс в обществе, на группы связанные с экономической сферы деятельности. Читательская аудитория «РБК»: мужчины 55% и женщины 45%. Среди читателей журнала «РБК»: руководители 55%, служащие 38%. Достаток выше среднего - 30%, высокий 60%, средний 10%. Газета удовлетворяет потребности читателей разных уровней: физиологические, социальные и личностные.
  3. Рубрикации и тематические посты. Издание «РБК daily» считает для себя приоритетными следующие темы:

- Становление российского бизнеса (бизнес-конфликты и пути их разрешения, конкуренция, некорректная бизнес-практика и т.д.)

- Сегодняшнее место российского бизнеса в мировой системе и его перспективы в будущем.

- Наиболее прибыльные направления для развития бизнеса в России и за рубежом.

- Тенденции в различных отраслях российской экономики, краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (2-10 лет) перспективы развития данных отраслей.

- Взаимодействие бизнеса и государства, поиск наиболее эффективных и взаимоприемлемых путей.

- Повышение конкурентоспособности российского бизнеса. Общественно-политическая деловая газета, которая знакомит читателей с ситуацией на финансовом рынке, а также иных отраслях экономики. На страницах издания можно найти аналитические статьи, которые раскрывают реальное положение дел, не только в ведущих компаниях страны, но и малом предпринимательстве. Основные рубрики газеты: «Политика», «Экономика», «Новости», «Бизнес», «Свое дело», «РБК Конференции».

  1. Количество рекламы на страницах издания минимальное, но реклама эффективная. Чаще всего рекламный материал располагается в подвале. Творческий облик издания. «РБК daily» использует публицистический и научно-публицистический жанры. Все тексты снабжены иллюстрациями. Фотографии предоставлены корреспондентами компаниями, либо взяты из фотоархивов «ИТАР-ТАСС» и «РБК» и других информационных агентств. Некоторые материалы снабжены видеосюжетами, которые также предоставлены сотрудниками компании, либо информационными агентствами.
  2. Газета входит в медиагруппу «РосБизнесКонсалтинг». Учредитель — OOO «РБК Медиа». 

Информация в деловой прессе не ограничивается вопросами экономики и политики. Любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой. Деловая пресса отражает ситуацию на экономических рынках, рассказывает о функциях предприятий, внедрении новых технологий в промышленную сферу.

Зависимость системы деловых масс-медиа от макроэкономических процессов иллюстрируется, например, тем, что по мере развития экономики и становления капиталистических бизнес-отношений в развивающихся странах (Россия) местные системы деловых журналов приобретают все больше элементов сходства с системами, сформировавшимися в развитых странах (в данном случае, в США) – что подтверждается, например, резким увеличением в России в последнее время числа журналов о персональных финансах.

Можно также с уверенностью говорить о том, что тематические предпочтения изданий той или иной страны напрямую зависят от уровня развития определенных секторов экономики и активности проистекающих в них процессов. Например, сравнительно высокая доля материалов о нефтегазовой промышленности в российских деловых изданиях (практически в три раза большая, чем в американских) говорит о большей важности этого сектора для экономики Российской Федерации, чем для экономики Соединенных Штатов. Верно еще одно наблюдение: по доле материалов определенной тематики можно делать выводы об уровне развития того или иного сектора экономики.

Вероятнее всего, это свидетельствует о грядущих изменениях, которые будет переживать система российских деловых журналов в ближайшие время. С нашей точки зрения, может быть как минимум два вектора таких перемен: количественный, который предполагает появление новых деловых журналов и закрытие некоторых издаваемых в настоящее время, и качественный, означающий внутренние изменения в моделях уже существующих деловых СМИ, иные подходы к определению тематических приоритетов, способов структурирования изданий, методов работы с данными и источниками информации.