Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC AND TREATMENT METHODS

Tsimmerman D.F. 1
1 MSUMD
The profession of a ballerina is considered one of the most dangerous to health. Until the middle of the last century, such a concept as “ballet medicine” did not exist, and special changes to the musculoskeletal system of ballet dancers were not given due attention. Only in 1965 was a medical ballet dispensary opened at the Bolshoi Theater of the USSR. There is not a single source in world literature generalizing the history of the development of methods for diagnosing and treating diseases of ballerinas from the inception of ballet art to the present day. Due to irreversible changes in joints and bones, ballerinas are forced to end their careers at age 35. In conclusion, I would like to note that significant breakthroughs in the development of medicine, such as the invention of X-ray, MRI, CT, as well as the introduction of new, minimally invasive operations, significantly influenced the diagnosis and treatment of ballet dancers, and made it possible to detect chronic foot diseases at the earliest possible stages conservative treatment, thereby saving artists from crippling operations and the inability to continue their professional activities.
development of diagnostic and treatment methods of foot diseases
diseases of the foot of ballet arts
hallux valgus deformity of the foot
deforming arthrosis

Профессия балерины считается одной из самых опасных для здоровья. Вплоть до середины прошлого века такого понятия как «балетная медицина» не существовало, а особым изменениям опорно-двигательного аппарата артистов балета не уделялось должного внимания. Лишь в 1965 году был открыт врачебно – балетный диспансер при Большом театре Союза ССР. В мировой литературе нет ни единого источника, обобщающего историю развития методов диагностики и лечения заболеваний балерин с момента зарождения балетного искусства по наши дни. Из-за необратимых изменений суставов и костей балерины вынуждены заканчивать свою карьеру в 35 лет. В своем исследовании я поставила цель систематизировать развитие методов диагностики и лечения заболеваний стопы с 18 по 21 век. Для выявления наиболее рано развивающихся и самых распространенных заболеваний стопы артистов балета мною было проведено анкетирование студентов факультета хореографии и балета МГУКИ. Результаты говорят о том, что 70% студентов имеют изменения стопы, из них – 90% - вальгусная деформация стопы, 10% - деформирующий артроз. Таким образом, эти заболевания проявляются у балерин уже в начале их карьеры, а знания прошлых поколений врачей в диагностике и лечении заболеваний стопы балерин могут быть полезны и по сей день.  Вальгусная деформация – это медиальная девиация первой плюсневой кости и латеральная девиация и внутренняя ротация первого пальца стопы, обусловленная чрезмерной нагрузкой. Для диагностики в 18 веке измерялась амплитуда движений первого плюсне-фалангового сустава, проверялось наличие крепитации и выраженность болевого синдрома при движении. С конца 19 века для подтверждения диагноза используются рентгенограммы в прямой, боковой, косой и сесамовидной проекциях. В наше время, помимо рентген-диагностики используются такие методы, как  стабилография, динамометрия, подография, плантография. Лечение вальгусной деформации до 19 века было консервативным, использовали компрессы с желчью животных, красной глиной, отварами лопуха. Первая операция, направленная на коррекцию деформации выполнена Reverdin 4 мая 1881 года в Генфере, после удаления экзостоза выполнена клиновидная резекция с противоположной стороны, что стало прообразом последующих операций  по коррекции вальгусной деформации при помощи остеотомии. Сейчас на ранних стадиях используется консервативное лечение: применение ортопедических корректоров, ортезирование, тейпирование, внутрисуставное введение стероидных препаратов, физиотерапия, противовоспалительная терапия – все это стало возможным благодаря ранней диагностике заболевания, до появления видимых изменений. В поздних стадиях применяют мягкотканные операции, различные модификации остеотомий, артродез, а также лазерную коррекцию. Период реабилитации заключается в ношении специального «ортопедического сапога», и обуви для разгрузки переднего отдела стопы.

Деформирующий артроз первого плюснефалангового сустава стопы – признак раннего старения опорно-двигательного аппарата у артистов балета. Проявляется болями в суставе, крепитацией при движении, увеличением объема сустава и ограничениями движения. Если суставы болят, это подагра - такое мнение бытовало с древности до начала ХIХ века. Лишь во второй половине ХХ века стало понятно, что главный виновник артроза – нарушение обмена веществ, в результате которого постепенно разрушается внутрисуставной хрящ. До появления рентгена это заболевание не дифференцировали и с вальгусной деформацией. Современные способы диагностики включают в себя рентген, ЯМР, КТ, остеоцинтиграфия, УЗИ. В 17-18 веке для лечения использовали компрессы из сухого корня девясила, меда, сосновых ветвей, теплые ванночки с морской солью, принимали внутрь отвар корня марены красной. В 19 веке методами лечения были: лечебная гимнастика, полуспиртовые компрессы, 10-% йодно-калиевая мазь, физиотерапия – в 20 веке. В наше время консервативное лечение - ношение ортезов, инъекции анальгетиков, внутрисуставные иньекции гиалуроната натрия, хондропротекторы, ГКС локально пролонгированного действия, хирургическое лечение - эндопротезирование сустава показано у балерин с выраженным болевым синдромом, неподдающихся консервативному лечению, при наличии серьезного нарушения функций сустава (до развития значительных деформаций, нестабильности сустава, контрактур и мышечной атрофии).

В заключение хотелось бы отметить, что существенные прорывы в развитии медицины, такие как изобретение рентгена, МРТ, КТ, а также внедрение новых, малоинвазивных операций существенно повлияли на диагностику и лечение артистов балета, позволили выявлять хронические заболевания стопы на самых ранних стадиях, когда возможно консервативное лечение, тем самым избавив артистов от калечащих операций и невозможности продолжать свою профессиональную деятельность.