Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF FUNCTIONING OF LARGE FAMILIES AND THE DIRECTION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF THEIR SOCIAL SUPPORT

Ibragimova A.A. 1
1 Nosov’s Magnitogorsk State Tehnology University
The analysis of problems of the large families connected with their functioning in the conditions of unstable social and economic development of the Russian society is presented in article. In this regard the possession of large numbers of children is defined as the difficult social phenomenon which is characterized by rather negative consequences, than positive expressed in the increased risk of increase in number of stains and social orphanhood owing to the low economic and social status. Basic provisions of the Russian legislation in the sphere of regulation of conditions and an order of granting measures of social support to large families are considered. On the basis of the analysis of the directions of state policy in the sphere of social support of large families it is revealed that realization of the existing measures more is focused on stimulation of birth rate and does not allow to solve fully the problems connected with functioning of the considered category of families. In particular, the low effectiveness and efficiency of the implemented state programs concerning large families and also existence of considerable restrictions is noted that reduces degree of a possibility of participation in them. On the basis of the submitted analysis a conclusion about need of revision of the existing state system of social support in the relation of this category of families is proved.
large numbers of children
large families
state policy
social support
social protection
well-being
social status
functioning

Введение. Существенное влияние на социально-экономическое развитие и демографическую ситуацию России оказывает уровень рождаемости. Наряду с ростом показателя смертности на фоне ухудшения здоровья российского населения и связанным с ним ростом инвалидизации, уровень рождаемости, каким бы он высоким не был, не покрывает высокого уровня смертности, что приводит к возникновению неблагоприятной демографической ситуации, основной характеристикой которой выступает депопуляция, проявляющаяся в убыли населения и ставящая под угрозу экономическую и национальную безопасность государства. Соотношение показателей смертности и рождаемости выражается в суммарном коэффициенте рождаемости, который на сегодняшний день составляет 1,621. Уровень рождаемости по состоянию на 2017 год составил 11,5 %, что ниже на 1,4 % по сравнению с 2016 годом, а показатель естественной убыли населения достиг отметки в 135 818 человек [6]. По прогнозам службы российской статистики данные показатели в 2019 и последующих годах продолжат ухудшаться.

Представленные выше статистические данные позволяют утверждать, что единственным условием преодоления неблагоприятной демографической ситуации, связанной с депопуляцией населения, и обеспечения экономической и национальной безопасности государства является распространение полноценных многодетных семей, что в свою очередь повышает значимость их социальной поддержки как одной из наиболее уязвимых категорий населения. Особенно актуальность социальной поддержки многодетных семей повышается в условиях нестабильной социально-экономической ситуации, снижающей уровень их благополучия.

Целью исследования является выявление проблем функционирования многодетных семей в современных социально-экономических условиях развития российского общества и основных направлений реализации государственных мер их социальной поддержки.

Материалом исследования послужили научная литература и нормативно-правовая документация в сфере социальной поддержки многодетных семей.

Поставленная цель исследования определила использование метода теоретического анализа научной литературы и нормативно-правовой документации в сфере социальной поддержки рассматриваемой категории семей.

В условиях современного состояния социально-экономической сферы многодетные семьи испытывают те же проблемы, что и большая часть других семей. Но помимо общих необходимо выделить и ряд специфических проблем, обусловленных большим числом детей. Для выявления проблем многодетных семей необходимо, прежде всего, рассмотрение сущности явления многодетности. В частности, в российском законодательстве многодетная семья определяется как семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 16 (18) лет. При этом данное определение имеет и свои ограничения, а именно, если со временем остается только двое несовершеннолетних детей, то семья утрачивает статус многодетной [8]. Кроме этого согласно действующему законодательству подход к статусу семьи как многодетной определяется на уровне территориальных образований в каждом отдельном субъекте, исходя не только из масштабов распространения данного явления, но также из учета собственных бюджетных возможностей, поскольку признание семьи многодетной влечет за собой установление ей льготного статуса и предоставление мер государственной поддержки, что означает дополнительные финансовые затраты.

В сфере социального обслуживания многодетная семья рассматривается как имеющая трех и более детей и признанная многодетной в соответствии с порядком и порогом многодетности, установленным законодательством субъекта Российской Федерации [2].

С точки зрения И. В. Кардановой, многодетная семья рассматривается в аспекте предоставления государственной поддержки как совместно проживающие родители (или усыновители), воспитывающие четырех или более детей (в том числе родных или усыновленных) в возрасте до 18 лет включительно, а также обучающихся по очной форме обучения до окончания ими образовательного учреждения, но не старше 23 лет [4, с. 72].

Общие и специфические проблемы в совокупности отражают собой социально-демографическую характеристику многодетных семей. В данной характеристике следует выделить в качестве ключевой проблему, связанную с низким уровнем материального и финансового обеспечения многодетных семей, вызванным нестабильным состоянием экономической сферы. Обозначенная проблема на фоне реализуемой низкоэффективной социальной политики усугубляет и без того трудное положение большинства многодетных семей и приводит к возникновению ряда других проблем, оказывающих негативное влияние на их социальное состояние. В частности, к числу таких проблем следует отнести жилищную проблему, основным фактором возникновения которой является низкий уровень материального обеспечения. Прежде всего, данная проблема касается молодых многодетных семей, которые чаще всего вообще не имеют жилья и вынуждены его арендовать. Сложившаяся ситуация становится фактором возникновения конфликтных ситуаций внутри семьи, что оказывает прямое влияние на развитие детей и приводит к различным нарушениям и расстройствам их эмоциональной сферы и поведения.

В качестве ключевого фактора бедности многодетных семей выступает безработица, оказывающая непосредственное влияние на их экономическое состояние и приводящая к утрате социального статуса, а в последующем и к нарушениям в психическом здоровье семей, выражающихся в повышенном уровне тревожности и высокой степени проявления депрессивных состояний не только у взрослых членов семьи, но и у детей, в связи с чем нарушается система детско-родительских взаимоотношений [7, с. 54-55].

Низкий уровень материальных доходов, снижающий уровень социального благополучия и психологического здоровья многодетных семей, наряду с процессами депопуляции населения и роста уровня заболеваемости и смертности порождает еще одну проблему, заключающуюся в их неудовлетворительном медико-социальном состоянии. В наибольшей степени актуальность данной проблемы повышается в условиях крупных городов, характеризующихся неблагоприятной экологической обстановкой. По мнению И. П. Артюхова и С. В. Смердина, динамика распространенности многодетных семей по степени медико-социального состояния характеризуется увеличением числа неблагополучных многодетных семей, обуславливающимся ухудшением состояния здоровья их членов, в том числе и детей, показатель здоровья которых определяется как ключевая составляющая здоровья семьи в целом [1, с. 9].

Проблемы социализации детей в многодетных семьях также являются результатом их низкого экономического статуса и связанной с ним повышенной занятостью родителей, приводящей к дефициту внимания к детям. Неудовлетворенные потребности детей в общении с родителями могут вызывать появление нарушений их психики и поведения, ненависти к окружающим людям и требований невозможного. Экономические трудности, приводящие к повышенной занятости родителей, способствуют возникновению проблем, связанных с воспитанием детей, в результате чего получает распространение феномен беспризорности, определяющий проблему первичной социализации детей из многодетных семей и характеризующийся проявлением различных форм девиантного поведения.

На основании рассмотренных проблем многодетных семей, возникающих в современных условиях социально-экономического развития российского общества, многодетность следует определить как сложное социальное явление, характеризующееся скорее отрицательными последствиями, чем положительными, выражающимися в повышенном риске увеличения числа разводов и социального сиротства вследствие низкого экономического и социального статуса. Определено, что наличие выделенных проблем рассматриваемой категории семей затрудняет процессы их функционирования и может привести к необратимым последствиям в обществе. Следовательно, многодетные семьи, представляющие собой один из объектов социальной защиты, нуждаются в помощи по восстановлению оптимального функционирования путем предоставления мер государственной социальной поддержки, направленных на решение проблем, определяющих уровень их благополучия.

В целом существующая социальная политика направлена на поддержку семей с детьми, в том числе многодетных семей и предусматривает разработку и реализацию федеральных и региональных социальных программ и различных видов социальных гарантий, обеспечивающих достаточный уровень благосостояния многодетных семей. При этом одной из ключевых задач социальной политики является решение демографических проблем, таких как, снижение коэффициента рождаемости, увеличение коэффициента смертности, являющихся основными причинами естественной убыли населения.

Основным направлением государственной политики в сфере социальной поддержки многодетных семей является предоставление им денежной социальной помощи в форме различных пособий, выплат и компенсаций. Так, в соответствии с Указом Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 г. предусмотрены льготы в сфере: оплаты за пользование коммунальными услугами; бесплатной выдачи лекарств по рецептам врачей для детей до 6 лет; бесплатного проезда для обучающихся общеобразовательных учреждений на  внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий; первоочередного приема детей в дошкольные образовательные учреждения; предоставления бесплатных завтраков и обедов для обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учреждениях; бесплатного обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательном учреждении; предоставления бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок; обеспечения земельными участками и предоставления различных видов налоговых льгот с целью оказания содействия многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и иные коммерческие структуры; оказания содействия в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья [8].

Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. установлена единая система государственных пособий для всех категорий семей, в том числе и многодетных, включающая: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка в виде разовой выплаты одному из родителей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое до достижения им 1,5 лет в виде выплаты фиксируемого минимального размера и с учетом очередности рождения детей; пособие на ребенка, выплачиваемое в порядке, установленном законодательством субъектов РФ; единовременное пособие, выплачиваемое при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременным женам (срок не менее 180 дней) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную служб по призыву [12]. Необходимо отметить, что размеры указанных пособий выплачиваются с учетом индексации на текущий год.

Значимым видом социальной поддержки многодетных семей является материнский капитал, получаемый на второго и последующего рожденного ребенка. В соответствии с Федеральным законом № 432-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 28.12.2017 г. срок действия государственной программы материнского капитала продлен до окончания 2021 года [11]. Однако размер сертификата до 2020 года останется неизменным в сумме 453 000 рублей. Также данным Федеральным законом предусмотрены ежемесячные выплаты из материнского капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 г. [10].

Государственной политикой предусмотрен еще один вид социальной поддержки многодетных семей, заключающийся в предоставлении бесплатных земельных участков с учетом регионального законодательства. Однако, реализация данного направления предусматривает некоторые ограничения, а именно согласно федеральному законодательству с 01.03.2015 года получить бесплатный земельный участок могут не все многодетные семьи, а только нуждающиеся, статус которых определяется местными органами исполнительной власти.

В отношении категории многодетных семей с 2018 года действует государственная программа по льготному субсидированию ипотечных кредитов в размере 6,0 % с установлением льготного периода 5 лет. При этом обязательными условиями участия в данной программе является рождение третьего или последующего ребенка в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 годы, а также приобретение жилья на первичном рынке недвижимости и с первичным взносом за счет собственных средств в размере не менее 20,0 % [5].

На региональном уровне разрабатываются и действуют дополнительные меры государственной социальной поддержки многодетных семей, предоставляемые в денежном и натуральном виде. Фактором, оказывающим влияние на виды социальных гарантий, является количество детей. В качестве основных видов социальной поддержки многодетных семей следует выделить следующие.

Ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка до 3-х лет, выплачиваемое в большинстве регионов в соответствии с Указом Президента РФ № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 07.05.2012 г. Для получения данной меры социальной поддержки важен факт рождения ребенка в регионе, в котором действует указанная выплата, после начала действия программы, то есть не ранее 31.12.2012 г. [9]. Однако, необходимо отметить, что сроки и размер выплаты в разных регионах отличаются.

С 01.01.2016 года данный вид пособия предоставляется также при усыновлении третьего ребенка, что закрепляется Постановлением Правительства РФ, подписанным в 2015 году. Также продолжается финансирование из федерального бюджета расходов на выплату 53 регионам с низким уровнем рождаемости: 40,0 %  – в 2016 году, 35,0 % – в 2017 году;  30,0 % – в 2018 и последующих годах. При этом прекращение софинансирования регионов осуществляется при достижении ими коэффициента рождаемости выше среднего по стране.

Следует отметить, что региональный уровень государственной социальной поддержки предусматривает реализацию дополнительных мер, таких как налоговые льготы. В частности, например, в Челябинской области в виде снижения налоговой ставки для многодетных семей в отношении одного транспортного средства мощностью от 150 до 180 лошадиных сил, в размере 1 рубля за лошадиную силу [3]. В Московской области от уплаты транспортного налога освобождается один из родителей (или усыновителей) в многодетной семье за одно зарегистрированное транспортное средство. В Саратовской области от уплаты налога на земельные участки площадью не более 1 000  кв. метров освобождаются физические лица, имеющие трех и более детей. Освобождаются от налога на имущество по одному объекту налогообложения семьи, воспитывающие трех и более детей, только при условии, что доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.

Выводы. Таким образом, представленные направления государственной социальной поддержки позволяют говорить о том, что в большей степени они ориентированы на стимулирование рождаемости и не решают в полной мере проблем, связанных с функционированием многодетных семей. Наряду с этим отмечается низкая результативность и эффективность реализуемых государственных программ в отношении рассматриваемой категории семей, а также наличие значительных ограничений, что снижает степень возможности участия в них. Сложившаяся ситуация обостряется в условиях нестабильности экономической сферы, приводящей к снижению уровня благополучия многодетных семей, что требует пересмотра сложившейся системы мер их социальной поддержки.