Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE MARKET OF GOODS AND SERVICES OF MILITARY PURPOSE IN THE CONDITIONS OF THE MARKET ECONOMY, ITS DEVELOPMENT AND IMPACT ON SAFETY SECURITY STATE

Karavaytsev K.A. 1 Astafev I.A. 1 Yumasheva E.V. 1
1 Krasnodar Higher Military School. General of the Army S.M. Shtemenko
Equipping the Armed Forces with the necessary armament and military equipment (IWT) of my own production has always been one of the first concerns of the state, which was eager to «hold in its hands» this most important sphere of economic defense. The specifics of the military economy, which determines the characteristics of the state’s military economic management system under market conditions, as well as the forms and methods of state regulation of the military sector of the economy, are manifested: in the monopoly of the customer (the main customer is the state); in special requirements to the quality and technical characteristics of military products; in its high science-intensive and technological, long-term and capital-intensive investment projects; in the need to maintain mobilization capacities, stocks of strategic raw materials and materials; in the specifics of specialization, cooperation and the regime that generate the pyramidal interrelations of producers, duplication of production and scientific research, restrictions in the transfer of technology; in the complexities of the entry of enterprises of the military economy into foreign arms markets..
military goods and services
market economy
military-economic activities

Задачи, которые ранее возлагались на военную силу, теперь, как правило, решаются иными, невоенными средствами – экономическими и политическими, ввиду того, что в последнее время появляются новые угрозы безопасности государства, вызываемые как военными, так и невоенными средствами. Экономика является фундаментальной основой обеспечения всех видов безопасности государства, в частности, в военной области. И это обуславливает то, что экономические факторы занимают ключевое место в решении проблем безопасности государства. В настоящее время эксперты считают, что в международных взаимоотношениях необходимо равняться на государство, военные резервы которого подкрепляются экономическим потенциалом державы, где все возрастающую роль играет сфера товаров и услуг военного назначения.

Повышению роста ВВП в последнее время способствуют товары и услуги военного сектора экономики. Сущность военного производства заключается в его особом предназначении, каковым является создание оружия и другой продукции (товаров, услуг), необходимой для обеспечения военной безопасности государства.

Продукция военного назначения (ПВН) в РФ – вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, а так же права на них и информация в военно-технической сфере. ПВН подразделяется на:

– вооружение и военная техника – комплексы различных видов оружия и средств обеспечения боевого использования, а так же средств доставки, системы наведения, пуска, управления, иные специальные технические средства, боеприпасы, запасные части, приборы и их комплектующие, учебные макеты, тренажеры и имитаторы всевозможных видов ВВТ;

– системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

– взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:

– инженерно-технические сооружения, приспособления для боевого применения ВВТ;

– системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;

– специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

– системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;

– научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;

– специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;

– показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории РФ;

– создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;

Защита территориальной целостности государства, его границ, обеспечение правопорядка внутри страны, и, немало важно, удержание власти – это приоритетные интересы, функции государства, в зависимости от которых изменяется необходимость в товарах военного назначения.

В современных условиях размеры и научно-технический уровень развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), его влияние на различные сферы экономики и общественной жизни государства таковы, что глубина и качество работы военного рынка, во многом предопределяют преодоление трудностей в сфере решения проблем экономического обеспечения обороноспособности государства.

Сущность, структура и функционирование рынка товаров и услуг военного назначения определена следующими обстоятельствами:

В период формирования рыночного хозяйства в военном секторе экономики становление собственного рынка военных товаров и его основных элементов – совокупного спроса и предложения происходило не стремительно.

Трансформация характера экономических взаимоотношений и деятельности всех рыночных субъектов специфического рынка ПВН произошла вследствие перехода к рыночной экономике. Основную роль новых экономических отношений играет усиление рыночных, финансовых рычагов, посредством которых изменяется государственный характер регулирования процессов экономики.

Переход к рыночной экономике связан с кардинальными изменениями по отношению к собственности, развитием разнообразия форм хозяйствования, поэтому ключевую остроту приобретает формирование рыночной инфраструктуры для поддержки целенаправленного, регулируемого военного производства, носящего универсальный характер и являющегося высокоэффективным в отношении всевозможных субъектов в области военно-экономической деятельности.

Перестройка правил управления Вооруженными Силами РФ, проведение военной реформы, включающей уменьшение расходов на оборону, решение ключевых социальных проблем снабжения военнослужащих, определили создание рынка ПВН. Переход на рыночные отношения производства товаров и услуг военного назначения делает возможным наиболее приемлемое решение обозначенных трудностей, в которых заложены идеи максимальной эффективности, соизмеримости, возможности проведения маневров и повышения ответственности должностных лиц за проводимые мероприятия.

Необходимость товаров военного назначения является не постоянной величиной и имеет тенденцию к изменению, Например во время военных кризисов, она устойчиво стремится к росту. В годы Великой Отечественной войны в СССР 64–67 % всей произведенной промышленной продукции представляла ПВН. Военные расходы в мире в последнее время идут на понижение после их максимальных значений в 1987 году.

Расходы на военные нужды уменьшаются во многих государствах. Если взять за начальную точку отсчета 1990 год – год стратегического равновесия Организации Варшавского Договора и НАТО, то Америка за период до 1994 года снизила расходы на военные нужды в 2,4 раза, а страны НАТО в целом в 2 раза. Россия, уменьшила свои расходы на оборону в 31 раз. Несмотря на это, в самых взрывоопасных регионах мира – Ближний Восток, Южная Азия, понижения в настоящее время не наблюдается [2].

Полностью удовлетворить потребности в ПВН практически нереально, вследствие того, что ситуация внутри самих государств непрерывно изменяется, основное значение при этом оказывает состояние и развитие науки и техники и т.п. Исходя из потребностей, меняются ассортимент и номенклатура, и сами товары военного назначения, интенсивность их применения. Они становятся более сложными в их производстве, требуют специального обучения для их применения, приобретают более разрушающую силу. Военно-технические достижения могут вызвать те или иные новшества в военном искусстве, т.к. фундаментом для него является вооружение. Оно устанавливает формы и методы направления его использования. Современная война задает условия, при которых могут быть использованы новые системы ВВТ. Военная тактика по большому счету зависит от уровня военной техники, с развитием которой приемы и способы вооруженной борьбы изменяются и совершенствуются [1].

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), мировые продажи продукции военного назначения по итогам 2012–2016 годов увеличились на 8,4 % в сравнении с предшествующей пятилеткой. По данным специалистов данного института, США контролируют порядка трети всего мирового рынка вооружений, при этом почти половина всех их поставок приходится на государства Ближнего Востока. Россия контролирует более 23 % мирового рынка. В совокупности на первую пятерку приходится 74 процента мирового объема, что на 9 процентов больше, чем в 2008–2012 годах, причем у США и России – 53 процентов [3, 4].

В рассматриваемый период Москва поставляла ПВН 52 государствам. Наиболее значительным событием стала продажа Индии «Викрамадитья». По оценкам института SIPRI, порядка 70 % российских поставок приходится на 4 страны: Индию, Китай, Вьетнам и Алжир. Россия стала самым крупным экспортером кораблей – 27 % всех мировых поставок военно-морской техники, в том числе авианосец «Викрамадитья», а так же атомная многоцелевая подводная лодка для ВМС Индии. Однако основную долю продаж, как и у США, составила авиационная техника (42 %), включая 219 боевых самолетов.

Рыночные условия устанавливают жесткий «естественный» отбор как товаров и услуг, так и методов и технологий их производства. В связи с чем, необходимы инновационные системы государственного управления военной экономикой, военно-экономической деятельностью. Зарубежный опыт развитых стран мира свидетельствует, что существуют единые подходы и механизмы взаимоотношений стран с военным сектором национального хозяйства, в которых применяется сочетание плановых и рыночных начал [5].

Промышленно развитые зарубежные страны отличаются практикуемыми формами, методами и способами управления военной экономикой. Это могло бы оказаться востребованным сегодня при создании государственных органов управления военной экономикой Российской Федерации.

Однако в условиях современной жесткой конкуренции на мировом рынке, давление, оказываемое на государство наложенными санкциями, призывает к созданию алгоритмов и программ управления военным сектором национального хозяйства нашего государства в мирное время, в угрожаемый период и в ходе войны, организации инновационного «прорыва» к системному экономическому росту на базе высокотехнологического комплекса, которые будут адаптированы к современному состоянию международных отношений и экономической обстановке в стране и мире.