Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE POSSIBILITIES OF RESEARCH ON THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF GROUPS OF CHILDREN «NORM» AND «DEVIATION»

Nekrasova M.V. 1
1 Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikotya
The article describes some of the causes of the deviant behavior of adolescents identified in pedagogical practice, on the basis of which a comparative analysis of the personal and behavioral characteristics of the adolescents of the «norm» group and the group with deviant behavior was carried out. Variants of classes that will help in preventive work with these categories of adolescents are offered. The importance of the PDN employee’s abilities is understood to understand the causes of various kinds of deviant behavior that are revealed in various social institutions (family, school, professional educational organizations, peer groups, subcultures). They found out that the lack of special practice-oriented training does not allow the police officer to effectively realize the potential of educational and preventive influence on the minor, his family and the social environment as a whole, prevents timely and correct identification of the nature of deviant behavior, unfavorable factors contributing to deviation, and the development of preventive measures.
behavior
deviant behavior
pedagogical practice
police officer

Известным фактом является увеличение числа детско-подростковых преступлений, влекущих за собой тяжкие последствия. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных асоциальных и антисоциальных группировок еще сильнее усугубляют ситуацию. [2]

В современной педагогике и психологии принято понимание девиантного поведения как проявление определенных действий, противоречащих социальным нормам и культурным ценностям.[1] Девиантное поведение в подростковом возрасте – это особый предмет теоретического изучения и практической сферы деятельности педагогов, психологов, социологов, юристов, медиков, поскольку подростковый возраст – это период не только глобальных пересмотров и перестроек, ранее сложившихся личностных особенностей, но и проявления сознательности в выборе и стратегии поведения, реализации нравственных представлений и социальных установок [3].

В нашем часто изменяющимся и быстро развивающимся мире, дети, часто не могут найти свое место в обществе и понять свое предназначение. Много факторов влияет на то, как ребенок социализируется. По мнению исследователей, ключевое место в вопросе социализации подрастающего поколения занимает семья. Именно атмосфера в семье формирует и закладывает фундамент морали, нравственности, культуру поведения ребенка. Объясняет ребенку, что такое «хорошо», и, что такое «плохо». Следующая по степени значимости группа, это ближайшее окружение ребенка: его друзья, соседи, одноклассники. Зачастую именно ближайшее окружение оказывает наибольшее влияние на подростков при совершении ими правонарушений. От компании, в которой общается подросток, часто зависит, чем он увлекается, как проводит свободное время.

Безусловно, причиной девиантного поведения является не одна причина, а целый комплекс причин, среди которых: биологические, психологические, социальные, семейные, социально-экономические и морально-этические [4].

Изменения социально-экономических, политических и социально-культурных условий, имеющие место в России сегодня, обусловливают необходимость интенсификации исследований в области теории и практики предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также предъявляют серьезные требования к профессиональной готовности сотрудников ПДН, к их компетенциям в области профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Особую значимость приобретают умения сотрудника ПДН понимать причины тех или иных видов девиантного поведения, выявляемых в различных социальных институтах (семья, школа, профессиональные образовательные организации, группы сверстников, субкультуры). Очевидно, что отсутствие специальной практико-ориентированной подготовки не позволяет сотруднику полиции эффективно реализовать потенциал воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетнего, его семью и в целом социальную среду, препятствует своевременному и правильному выявлению природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, способствующих девиации, а также выработке профилактических мер. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что меры профилактики определяются сотрудниками, зачастую, интуитивно, без психолого-педагогического и социально-педагогического анализа ситуации, что не может привести к устойчивым положительным результатам.[5] В связи с этим, кафедрой педагогики УНК ПСД подготовлен проект образовательной программы по специальности педагогика и психология девиантного поведения (спец.– Социальная педагогика), подразумевающий использование дискретной (рассредоточенной) формы проведения учебной и производственной практик со II по IV курсы. Проведение практики предусмотрено в ряде образовательных и социальных организациях, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии, и органично сочетается с теоретическими знаниями, получаемыми обучающимися на занятиях в Университете.

Реализация данного проекта служит связующим звеном между теоретическим обучением курсанта и его самостоятельной работой, а также способствует развитию устойчивой мотивации к получению будущей профессии, приобретению опыта реальной деятельности, актуализирует и закрепляет знания, полученные на семинарах, практикумах и других видах учебной деятельности курсантов.

По итогам практики курсантами выделено ряд особенностей, которые следует учитывать при организации профилактической и просветительской работы:

Для детей группы «норма» характерно:

• открытость и легкость в общении;

• коммуникабельность;

• легкость в адаптации;

• оптимизм;

• Для детей группы «девиации» характерно:

• замкнутость;

• расплывчатые и малореальные жизненные перспективы;

• склонность к вранью и лжи;

• не всегда корректное поведение в общении с взрослыми «нарушение границ»;

• принцип «все виноваты, кроме меня».

Основываясь на полученном опыте, который курсанты приобрели в ходе практики, можно сделать следующий вывод: чтобы заинтересовать детей группы «девиация» необходимо проводить интерактивные, многоступенчатые занятия в форме квестов, деловых игры, театрализованных занятий. Обычные формы занятий, например, традиционные уроки для группы с девиантным поведением оказались не актуальны, так как психофизиологические особенности подростков не позволяют им длительное время удерживать внимание. Активные формы занятий в виде квестов, тренингов, игр помогают в безопасной обстановке снять напряжение, выплеснуть накопившиеся эмоции и энергию, не прибегая при этом к деструктивным формам.

Детей группа «норма» заинтересовали занятия, которые были направлены на патриотическое и эстетическое воспитание. В данных занятиях дети могли продемонстрировать свои достижения, свою индивидуальность и уровень знаний и умений.

Исходя из опыта взаимодействия с данными категориями подростков можно сделать вывод о том, что независимо с какой группой детей мы работаем, необходимо уважать их индивидуальность, учитывать жизненный опыт, строить занятия с учетом интересов и мнения, уметь вести конструктивный диалог.