Русский народный костюм является важным наследием прошлого нашей страны и его неотъемлемой частью. Он несет в себе огромное культурное богатство и веками накопленные знания мастеров [1]. Поэтому, очень важна роль изучения народного костюма, выявление его конструктивных и художественных решений [2], применение этих особенностей в условиях новейших технологий [3] и оборудования в современном дизайн-проектировании. Объединив современную моду и уникальные культурные элементы дизайна, можно получить неповторимые по своей красоте изделия.
Исторически сложилось так, что в своем развитии русский национальный костюм вобрал в себя лучшие достижения народных мастеров в украшении одежды, поэтому применение этих знаний в процессе проектирования современной одежды сделает ее исключительной и необыкновенной. На сегодняшний день в дизайне изменяется суть метода применения национальных черт и особенностей одежды: главное теперь все решение костюма в целом. Многие конструкторские решения [4] различных современных моделей одежды строятся на основе народного кроя, при этом сохраняются их главные принципы – простота, комфорт, антропометрическая [5] универсальность. Удобство в эксплуатации моделей одежды обеспечивается за счёт свободного кроя, не мешающего динамике движений [6]. Благодаря членениям [7] в одежде выделяются участки: на передней части изделий, груди, плечах, присутствует определенный ритм площадей. В целом главный принцип построения такой одежды - гармония цвета и формы [1, 2].
Анализ коллекций, созданных по мотивам национального костюма, выявил различные творческие методы авторов к применению национальных элементов в современных изделиях [8]. Анализ современных способов отделки моделей одежды по мотивам этнического костюма показал, что наиболее часто используемые – вышивка и печатные рисунки [9]. На сегодняшний день дизайнеры применяют также аппликацию текстилем и натуральным мехом [10] и кожей, плетение, украшение бисером [11], жемчугом, бусинами [12], кружевное шитье [13] и многое другое.
В результате поведенных исследований разработаны художественно-конструктивные решения женского костюма в русском стиле (рис.1). За основу коллекции взят принцип модернизации элементов русского народного костюма в соответствии с современным образом жизни. Модели в коллекции свободного покроя - это платья и пальто прямого, трапециевидного и А-силуэтов, стилизованные по мотивам народного костюма. Длина одежды варьируется: в основном до линии колен, некоторые модели длиной до середины голени и «в пол». Особый акцент сделан на рукава. По традиции, в русском народном костюме рукава были удлиненные, а в более ранних образцах одежды дворян иногда рукава были длинные с разрезами для рук на уровне локтя [14]. Нижние части рукавов свободно свисали [15]. Подобный эффект в современной коллекции женской одежды достигается за счет использования накидок и кейпов (верхняя одежда свободного покроя с боковыми прорезями специально для рук). В качестве застежки в кейпах используют пуговицы или молнии, возможно отсутствие застежки. Последний вариант предлагается в разработанной коллекции. Такая одежда пользуется спросом у большинства девушек, так как подходит для любого типа и телосложения фигуры [5] и является модным трендом текущего сезона из-за своей универсальности. Ее можно сочетать как с повседневной или офисной одеждой, так и с нарядной.
Рисунок 1 – Разработка художественно-конструктивных решений женского костюма в русском стиле
Особое место в коллекции отдано отделке. Самое главное и неповторимое, без чего нельзя представить одежду в русском стиле – это вышивка цветными нитями, золотом, бусинами, бисером [16], а также и принты. Яркий акцент в виде вышивки, имитирующей ручную отделку, в виде красочного орнамента насыщенных цветов: красного, темно-вишневого и серебряного, традиционно расположенной на передней центральной части изделий, вокруг горловины, вдоль воротника, застежки, на рукавах, у линии соединения рукавов с проймой, по низу изделий. [17]. Отдельные модели украшены на талии поясом с декоративной отделкой.
В качестве основного орнаментального решения рисунка вышивки в разработанной коллекции выбраны геометрические узоры и славянские символы в виде животных как главная составляющая всех русских народных узоров. Преобладающие цвета - это ярко красный и его оттенки, а также белый, песочный (золотой), цвет натурального льна, серый, светло-коричневый и оттенки слоновой кости. Для поддержания образности русского колорита в моделях коллекции применены контрастные сочетания в расцветке верхней одежды и платьев и юбок. Например, к белому пальто предложено в комплект темно-синее платье с серебряной вышивкой (рис.2).
Рисунок 2 – Модели женского костюма в русском стиле
В разработанной коллекции присутствуют не только элементы русского народного костюма, но и боярской одежды [18, 19]. Объединение особенностей одежды разных классов – крестьянского и дворянского, помогает внести разнообразие форм и декора, а также сделать коллекцию более полной.
С каждым годом возрастает мода на одежду в этническом стиле не только в России, но и в мире. Сочетание традиционных для нашего исторического костюма оттенков белого и красного, а также орнаментальных и художественных решений в целом можно проследить в современных коллекциях среди многих дизайнеров Западной Европы. Все это лишь только лишний раз дает нам повод убедиться в том, что красота русской культуры вдохновляет многих дизайнеров одежды. Сегодня, чтобы создать одежду в русском стиле, не обязательно в точности соблюдать все особенности покроя народного костюма [1]. Для современной одежды характерно антропометрическое соответствие [20], и, чтобы привнести дух старины, для создания цельного образа достаточно внести в модель несколько главных акцентов – элементы кроя [21], орнамент, дизайн.
Целью разработанной коллекции женской одежды в русском стиле было желание показать, что русский исторический костюм может существовать не только как пример достижений прошлого, но и вступать в диалог с современной культурой, помогая поколению нынешних художников в развитии моды. Изучение и модернизация русского народного костюма в современном дизайне способствует не только развитию, обновлению и увеличению разнообразия современного ассортимента одежды, но и способствует культурному развитию общества. Сегодня, этническим стилем вдохновляются практически все дизайнеры мира, создавая удивительные по красоте коллекции, стилизуя и трансформируя различные элементы конструкции народного костюма в более современные, либо делая акцент на отделке [7], выражая национальный мотив через фактуру.
Можно с уверенностью сказать, что Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить свои исторические традиции и особенности развития. Ни одна страна в мире не располагает таким культурным богатством народного искусства – такое разнообразие форм, колорита, красота, изящество, тонкость в исполнении и неповторимость украшений и декора. Такое обращение к истокам нашей родной культуры даст большие возможности для проектирования современной одежды новому поколению специалистов в этой области.