Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF SHAPES AND LINES IN THE FIELD OF RAILWAY TRANSPORT

Lesko A.V. 1 Brilliant E.V. 1
1 Rostov state University of railway engineering branch, Mineralnye Vody
The research of elements of impact on mentality of the person of certain forms and combinations of the lines used in the sphere of railway transport is presented in article. Recommendations about creation cozy, balanced, and, above all – the comfortable psychological atmosphere for this sphere of activity of people are offered up to trifles. Influence of forms and lines and some "laws" which you shouldn't neglect in the sphere of railway transport and stations is in detail considered. Special attention is paid to the corporate style of JSC "Russian Railways" which very well works for recognition – all is recognized by one element "The Russian railroad". The attention to manifestation of features of influences of a combination of lines when the person is in a stressful state owing to what it isn't necessary to be overzealous at registration of the environment is focused. Impact of a geometrical form of an object on mental perception by the person as quite essential is noted. In some cases the object form, but not its color play a paramount role in perception.
railway transport
mentality
perception
associations
forms and lines
railway station
comfort
object
geometrical form.

Цель данного исследования является выявление элементов воздействия на психику человека определенных форм и сочетаний линий, с целью достижения максимально комфортной обстановки для людей, взаимодействующих со сферой железнодорожного транспорта.

Значение психологии в железнодорожной сфере в настоящее время возрастает также стремительно, как возрастает скорость современных поездов. Психологические образования: чувства, состояния человека, его опыт, знания, индивидуальные способности, все это является факторами, определяющими качество выполнения работы в сфере железнодорожного транспорта. [1]

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека.

Доказано, что чем дольше человек находится в той или иной окружающей обстановке (ситуации, среде), тем более сильное психологическое воздействие среда оказывает на человека. [2,3]

Рассмотрим влияние форм, линий и некоторых «законов» в сфере железнодорожного транспорта и вокзалов. Это касается не только людей, работающих в сфере железнодорожного транспорта, но так же людей, которые часто пользуются данным видом транспорта. Мы можем рассмотреть все детали, которые включает в себя данная сфера (это и реклама, указатели, оформление салонов поездов, а так же их внешний вид и многое другое), но вместе с тем всю картину в целом (формы поездов, вокзалов, их целостное оформление). «Закон ассоциаций» требует, чтобы некоторые аспекты, (или фрагменты) изображения были достаточно известны людям, связывались с его личным опытом, это необходимо, к примеру, если человек впервые прибыл на новую, еще неизвестную станцию. Ему необходимо максимально быстро сориентироваться по хорошо читаемым и узнаваемым указателям для дальнейших его действий.

Следует отметить особенности внимания, удерживающего усилием воли, например, целенаправленный поиск нужной информации в колонке объявлений на станции или в поезде (поиск необходимого расписания пребывания). Здесь достаточно, чтобы в поле зрения попало ключевое слово, изображение – и включается произвольное внимание, основанное на интересе. Любопытно, что такое включение внимания возможно не только при непосредственном поиске нужной информации, например в газете, но и при существовании у субъекта так называемой установки на поиск нужной информации. Для этого следует выделять цветом или желательно формой, те ключевые моменты (определенные слова , «стоп-кран» в поезде, информацию о расписании и пр.), которые будут давать толчок для нужного направления. [4]

Хочется так же отметить основные законы, связанные с формой и линиями, которыми не стоит пренебрегать. Например, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание человека. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами. А также, психическое воздействие линий (во многом связано с их количеством), так например, возникновение у человека ощущение спокойствия возможно только в том случае, если он смотрит на небольшое число линий. Если же линий очень много, и они имеют контрастные цвета, то такая картинка крайне сложна для восприятия, и вполне может вызвать головокружение и привести к стрессу.

Поэтому, отметим, что употребление линий в формировании среды очень важно, так как мы можем их использовать для достижения определенных эффектов (выделить срочную информацию, или обозначить место опасности). [3]

Воздействие или восприятие информации оказывают и формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, (что необходимо применять в движущемся транспорте, для придания находящимся внутри людям - покой и устранить стрессовую обстановку) ясностью и даже солидарностью, а изогнутые – с изяществом и непринужденностью (вполне подойдет для вокзалов и прилегающей окружности, так как придаст контраст при выходе из вагонов и наполнение эмоций красками при смене обстановки). Однако, это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения , тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят.

Эти особенности проявляются, если человек находится в стрессовом состоянии. Поэтому, этим не следует переусердствовать при оформлении среды.

Так же отметим еще пару не маловажных значений и форм:
- зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации сил, быстрого высвобождения энергии;

- несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта;

- незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других и привлекают наше внимание. [6]

Воздействие геометрической формы объекта на психическое восприятие человеком довольно существенно. В отдельных случаях именно форма объекта, а не его цвет играют первостепенную роль в восприятии.

Также хочется рассмотреть фирменный стиль и ключевые моменты при ребрендинге. Используемые в них тексты, фигуры не должны быть слишком стереотипны, навязчивы, они могут играть необходимую роль с элементами новизны. Ассоциативные связи лучше укрепляются, если они устанавливаются сразу по нескольким основаниям. На этом, в принципе, основана идея фирменного стиля ОАО «РЖД», который включает в себя различные элементы: слоган, логотип, товарный знак фирмы, фирменные цвета. 

 

Фирменный стиль ОАО «РЖД» очень хорошо работает на узнавание – по одному элементу узнается вся «Российская железная дорога».

Подводя итог, хочется сказать, что изучив все выше перечисленные особенности и нюансы форм и линий, мы можем создать уютную, сбалансированную, а главное – комфортную психологическую атмосферу для данной сферы жизнедеятельности людей вплоть до мелочей.