Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ROLE OF MUSICAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL BECOM-ING OF STUDENTS-ECONOMISTS

Chinyakova J.V. 1 Chinyakova N.I. 2
1 Plekhanov Russian University of Economics
2 Mordovian state teacher training college of a name of M.E. Evsevyev
Since music is the most common and sought-after art form in society, musical activities become more and more popular among students of non-musical professional direction. The fulfillment of students-economists in terms of character building, performing and listening allows them to improve their future profession capabilities. In particular, when they are focused on musical activi-ty, it creates the conditions for the establishment of their ideological and social position; develop-ment of skills of communication in Russian and foreign languages for solving problems in interper-sonal and intercultural interaction; gain experience of the use of existing economic and legal knowledge and practice working in a team, tolerantly sensing differences of its members; stimulate them to self-organize and self-educate; increasing the level of responsibility for their actions, intensi-fying the search for optimal organizational and managerial solutions, etc. As expounded by actualizes the need for active use of the pedagogical potential of music activities in the process of training students in the economic University.
musical activity of students
competence
economic education

Сегодня цивилизация в большинстве сфер своего существования достигла достаточно высокой ступени развития, что требует готовности ее субъектов к продуктивному функционированию в социуме. В данном контексте важную роль играет способность людей качественно выполнять профессиональные задачи, обеспечивая себя и общество возможностью жить на имеющемся уровне, а также двигаться в направлении дальнейшего прогресса. Это актуализирует проблему воспитания творческого, активного человека. Более того, современная действительность показывает, что в условиях технократизма, коммерциализации, преобладания индивидуальных интересов над коллективными, распространения в социуме множества негативных явлений возрастает необходимость повышения внимания к формированию положительных личностных качеств у населения, независимо от профессиональной принадлежности его субъектов. Указанные потребности в системе высшего образования служат основой к всестороннему развитию обучающихся, не замыкаясь на формировании у них только профильных знаний и навыков. Это находит отражение, например, в изучении студентами вузов разной направленности таких учебных дисциплин, как история, философия, иностранный язык, физическая культура, социология, психология и т. д. Их освоение способствует обеспечению готовности решать профессиональные задачи будущими специалистами, через формирование у них определенных компетенций, в первую очередь общекультурных. Не случайно Д. Б. Бабаев и В. В. Чекмарев подчеркивают, что актуальная для высшего профессионального образования культурная составляющая предполагает с чтением курсов и спецкурсов, семинарами, одновременно «и такую постановку всего учебного процесса, которая обеспечила бы формирование современного «культурного человека», способного нести приобретенную «культуру в массы народа» [1, с. 54].

Достижение данной цели возможно не только посредством реализации учебных дисциплин, но и в рамках различных видов воспитательной работы и художественного творчества обучающихся. К таковым, в частности, относится довольно широко присутствующая в учреждениях высшего образования деятельность студентов в сфере музыкального творчества, имеющего повышенный интерес у современной молодежи. Это объясняется преобладающей, по сравнению с другими видами искусства, распространенностью в социуме музыки, ее проникновением в различные сферы деятельности человека, сочетаясь или синтезируясь с ней. Музыка начинает присутствовать в жизни людей еще до рождения, благодаря техническим средствам сопровождает практически повсюду и позволяет самовыражаться в творчестве. Надо отметить, что функционирование в музыкальном искусстве обучающихся обладает, на наш взгляд, большим потенциалом, способствующим становлению специалистов, будущая профессиональная деятельность которых не связана с музыкой и реализацией в ней. Рассмотрим ведущие положения данных перспектив на примере экономического профессионального образования.

Музыкальная деятельность студентов чаще осуществляется как исполнение и слушание музыки на занятиях в системе дополнительного образования (в студиях, кружках, творческих объединениях и т. д.) и на воспитательных мероприятиях музыкальной и общекультурной направленности. Планомерность и систематичность их проведения организует данные действия участников и позволяет целенаправленно совершенствовать обучающихся, стимулировать интерес к искусству и самовыражению в нем, что расширяет перспективы повышенной эффективности реализуемой деятельности. Наиболее очевидными результатами общения студентов с музыкой является формирование их культуры и личностных качеств, вытекающих из функций музыкального искусства и целей проводимых занятий и мероприятий. Однако данное совершенствование может иметь больший учебно-воспитательный потенциал и приводить к повышенным результатам, если рассматривать его как средство профессионального становления студентов в условиях экономического образования и активно использовать в педагогической практике.

В ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденного Минобрнауки России (приказ №1327 от 12.11.2015 г.), обозначены требования к результатам обучения, а именно – обладание выпускниками определенными компетенциями [3, с. 8]. Формированию некоторых из них может способствовать рассматриваемая музыкальная деятельность студентов. Так, посредством ее выполнения развитие умений коммуникации на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4) получит дополнительную практику. И это касается не только переводов иноязычных текстов песен, но и специальной музыкальной терминологии (темпы, интервалы, динамика, количественный состав ансамблей исполнителей и т. д.), ремарок композиторов и названий опусов, которые традиционно формулируются на итальянском языке и реже на языках авторов сочинений (на немецком в классической музыке и на английском в современной). Без осознания содержания перечисленной информации исполнителю нельзя адекватно интерпретировать музыкальное сочинение, а слушателю полноценно воспринять его сущность.

Также музыкальная деятельность способствует пониманию смысла международного языка музыки как «универсального языка человечества» (Г. У. Лонгфелло), своеобразного средства передачи информации, отражающей традиции культуры определенного народа и взаимоотношений его представителей. Являясь, «истинной всеобщей человеческой речью» (К. М. Вебер), музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать обо всем (И. Г. Эренбург). Однако, утверждение немецкого писателя и поэта Б. Авербаха, что только она «одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе», ннобходимо, на наш взгляд, немного уточнить. Чем глубже понимание смысла музыки, ее тайн, посылов автора (и исполнителя при слушании), тем больше она сможет сказать душе, для чего требуется, в частности, перевод иноязычной информации и знание или изучение культурных традиций. Более того, содержание произведений искусства всегда имеет идею и образно-драматургическое развитие, в которые заложены смысловые элементы философского, исторического, психологического и иного знания. Следовательно, интерпретация музыкальных сочинений помогает также формированию мировоззренческой и гражданской позиции бакалавров (ОК-1, 2).

Музыкальная деятельность всегда связана с публичностью реализации, учитывающейся также при ее освоении и анализе результатов. Включаясь в данное функционирование, студент получает практику работы в коллективе, толерантно воспринимая различия его участников (ОК-5), подразделяющихся на «категории исполнителей, слушателей, педагогов и организаторов, ролевое взаимодействие которых обеспечивает осуществление» общения, в том числе художественно-обучающего, «по поводу и средствами музыкального искусства» [5, с. 178]. Публичность действий особо ярко проявляется в концертных организационных формах музыкальных коммуникаций, поскольку в ходе их подготовки, проведения и обсуждения результатов от всех ролевых субъектов требуется взаимодействие, которое варьирует свои характеристики при развертывании (например, меняет меру активности и направленность контактов между участниками). Указанные условия повышают уровень ответственности бакалавров за свои действия, активизируют поиск оптимальных организационно-управленческих решений (ОПК-4, ПК-9, 11), стимулируют их к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Развивая указанные способности в сфере реализации музыкальной деятельности, студент может впоследствии адаптировать их и в профессии. В то же время, учитывая специфику современного социума, в ходе организации или реализации музыкальных концертов, конкурсов, фестивалей и т. д. могут быть весьма востребованы имеющиеся экономические и правовые знания бакалавров (ОК-3, 6). Например, они актуальны для достижения повышенной финансовой рентабельности выступления, оптимизации затрат на его подготовку, осуществление рекламной компании и т. п. Также, при проведении некоторых мероприятий или для участия в них (в качестве участников конкурсов, смотров, фестивалей и т. д.), сегодня довольно часто можно столкнуться с необходимостью общения со спонсорами с целью оказания ими материальной или иной помощи, а это нередко требует знаний из сферы будущей профессии. К сказанному надо добавить, что музыкальная деятельность подразумевает не только исполнительство, но и слушание музыки, которое нуждается в финансовой поддержке, позволяющей сделать данное функционирование планомерным, регулярным, целенаправленным, обеспечивающим эффективное общение с музыкой.

В контексте изложенного весьма актуальны ставшие крылатыми слова выдающегося немецкого математика, родоначальника современного анализа и теории функций К. Т. Вейерштрасса: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом». Именно поэтому в образовательном процессе будущего экономиста, для которого очень необходимы математические и иные, весьма далекие от музыки, знания, «должен найти практическое воплощение доказанный наукой и практикой факт о том, что интеллектуальному развитию человека способствуют занятия музыкой, которые целенаправленно учат сложным умственным и психическим действиям» [2, с. 25].

К сожалению, довольно часто встречающееся сегодня отсутствие со стороны субъектов образования представленного расширенного взгляда на музыкальную деятельность студентов обычно порождает отношение к ней как к фактору, отвлекающему от учебы, науки, самосовершенствования в профессиональной области; развивающему некие способности, актуальные в дальнейшем на уровне личного хобби (посещение концертов, домашнее музицирование, выступления на корпоративах перед сотрудниками будущего места работы и т. д.). Подтверждением сказанному может служить, например, минимальная степень или полное отсутствие учета музыкальных коммуникаций обучающихся в балльно-рейтинговой системе оценки их действий, за исключением побед в высокого уровня конкурсах. Также нередко в вузах не всегда удовлетворяются потребности студентов в дальнейшем музыкальном развитии по определенному направлению исполнительства и слушательской деятельности или в занятиях у профессиональных талантливых музыкантов-педагогов. В современной высшей школе еще без труда можно встретить формальную организацию музыкального творчества студентов, которые спонтанно саморазвивают полученный довузовский опыт, наращивая его на воспитательных мероприятиях, не имеющих задач системного музыкального развития участников. Музыка в данный организационных формах обычно выполняет роль «усилителя» эмоционального воздействия совершаемого действа, его фона, сопровождения. Это демонстрирует и закрепляет поверхностное отношение к этому виду функционирования всех участников учебно-воспитательного процесса.

Учитывая, что, помимо всего перечисленного, музыкальная деятельность положительно влияет на физическое здоровье человека (ОК-8) и, направленно воздействуя на психику (музыкотерапия, арт-терапия), способствует формированию «ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности», следует целенаправленно организовывать, совершенствовать и стимулировать данные действия, рассматривая более полно их потенциал [4, с. 45]. Это обеспечит студенту более полное «всестороннее развитие, расширяющее личные стартовые позиции для последующей реализации индивидуума в самостоятельной жизни», и позволит вывести на новый уровень его «способность видеть окружающую действительность как целостность, в ее многообразии, способах и формах проявления, взаимосвязях элементов и т. д.» [2, с. 24].