Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Научный прогресс не стоит на месте. На разных этапах развития общества появлялись новые изобретения, которые продвигали науку вперёд. И это относится не только к какой-нибудь одной конкретной области знания. Мир постоянно меняется, на опыт предшествующих поколений опирается современная наука. Существует немало примеров, подтверждающих эту мысль: открытие периодического закона Д.И. Менделеевым; изобретение радио А.С. Поповым; первого телефона А.Г. Беллом; запуск первого искусственного спутника Земли; полёт первого человека Ю.А. Гагарина в космос под руководством С.П. Королёва и другие свидетельствуют о том, что человеческий разум безграничен.

Интернет является глобальным открытием в современном мире. Разработка «всемирной информационной паутины» не принадлежит одному человеку, хотя первоначальную идею создания сети, на основе которой можно было бы общаться не только по телефону или с помощью телевидения, предложил Леонард Клэйнрок.

Свободное время – это один из важнейших аспектов формирования личности подрастающего поколения. Оно позволяет снимать интенсивные физические и психические нагрузки. По тому, как молодёжь проводит свой досуг, можно судить об уровне общей культуры молодых людей, круге интересов и духовных потребностей. Для большинства юношей и девушек формы проведения досуга выступают в роли значимых факторов личностной самореализации.

Согласно современным исследованиям, 60 % всех Интернет-пользователей – это подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Что примечательно, 38 % людей, которые пользуются Интернетом в России, в соответствии с исследованиями учёных, составляет молодёжь, при этом указывается, что число молодых людей среди Интернет-пользователей увеличивается быстрее, чем число представителей других возрастных групп. Студенческая молодёжь – это категория наиболее частых пользователей Интернета. Так как стремительно увеличивается число сайтов Интернета, равнозначно растёт и аудитория, предпочитающая проводить досуг во «всемирной паутине». Как показывает практика, именно там начинающие и продвинутые пользователи черпают информацию о том, что происходит в мире. Люди, которые тратят очень много времени на Интернет, забывают о своих обязанностях и реальных проблемах.

Одной из причин отрицательного воздействия Интернета на человека является пересыщение негативной информации. Можно привести пример влияния игр, которые вызывают Интернет-зависимость, подобно вирусу.

Термин «Интернет-зависимость» впервые был предложен доктором Айвен Голдбергом в 1996 г. для описания неконтролируемой, болезненной тяги к Интернету. О данной проблеме много говорят и пишут, в связи с чем можно сделать вывод, что Интернет-зависимость лучше предупредить вначале, чем потом, в течение длительного времени, от неё избавляться. Все возрастные категории молодёжи практически не вспоминают о научной и художественной литературе в библиотеках, так как Интернет-ресурсы дают возможность найти необходимую информацию.

В бурном потоке современной жизни на многое не хватает времени. Не всегда есть возможность встретиться с теми, кто действительно интересен. В связи с этим, Интернет и социальные сети восполняют недостаток живого общения, и, к сожалению, появляется пагубная зависимость от них. Постоянные выходы в Интернет приводят к стрессовому состоянию человека. Согласно мировой статистике, около 50 % жителей зарегистрированы в нескольких социальных сетях сразу. Поэтому данная патология вызвала интерес большинства учёных (Кимберли Янг, Якоб Леви Морено, Н.Н. Алексенко, М.А. Шаталина и другие), считающих, что необходимо изучать и выявлять проблемы зависимости молодых людей от Интернета. Следует отметить, что некоторая часть молодёжи, отдающая предпочтение проведению свободного времени в Интернете, обладает чертами характера интроверта: сосредоточенность на собственном внутреннем мире, трудности в реальном общении с окружающими, ориентация на собственный внутренний мир. Постоянное использование компьютера приводит к стрессовому состоянию человека.

Как отмечает М.И. Дрепа в своей диссертации «Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов», психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов представляет собой комплексный процесс развития психологических характеристик личности, обеспечивающих ее устойчивость к зависимому поведению с формированием навыков здорового образа жизни для предупреждения развития и прогрессирования зависимости.

Основными направлениями психологической профилактики Интернет-зависимости являются:

- информирование студентов о механизмах воздействия сети Интернет на личность, причинах, клинических проявлениях, методах диагностики и последствиях Интернет-зависимости;

- выработка у них стратегий высокофункционального поведения;

- развитие устойчивости к отрицательным социальным влияниям;

- формирование внутриличностных мотивов и системы ценностей, соответствующих здоровому образу жизни;

- расширение круга альтернативной зависимому поведению деятельности;

- развитие личностных ресурсов и навыков достижения поставленных целей в реальной жизни [2].

Для выявления Интернет-зависимости среди молодёжи был проведён тест Кимберли Янг (1996), выполненный и адаптированный В.А. Буровой (1999 г.) [5]. В соответствии с интерпретацией результатов тестирования опрашиваемых необходимо разделить на III группы:

I группа – студенты, которые являются явно зависимыми от Интернета и нуждаются в помощи специалиста-психотерапевта;

II группа – студенты, у которых есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, если не обратить на них внимание сейчас, то в дальнейшем эти проблемы могут заполнить всю их жизнь;

Ipov1.jpg

Выявление Интернет-зависимости студентов

II группа – это обычные пользователи Интернета, они могут путешествовать по сети сколько угодно долго, так как умеют контролировать себя.

С этой целью протестированы 20 студентов из Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и некоторых других вузов России (Московский городской педагогический университет; Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Тульский государственный университет и др.). Тестирование проводилось анонимно. В ходе детального изучения ответов студентов были получены следующие результаты: в III группу входят 16 человек, что составляет 80 % от общего числа опрошенных студентов, во II группе оказались 4 студента – это 20 % от всех тестируемых, в I группу не вошёл ни один человек (рисунок).

Возможно, что одной из причин таких результатов является более широкий круг интересов студентов высшего профессионального образования, который не ограничивается посещением сайтов «всемирной паутины». Они предпочитают реальное общение виртуальному.

В заключение следует отметить, что не стоит однозначно вести разговор о проблеме Интернет-зависимости. Не все пользователи Интернета «уходят с головой» в виртуальную реальность и получают в результате психическую зависимость. Негативное влияние Интернета находится в прямой зависимости от личности человека и его потребностей. Чтобы воспитать компьютерную культуру, необходимо самовоспитание пользователей – это и есть настоящее противоядие Интернет-зависимости.