Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ESPECIALLY SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH CANCER

Uskova K.S. 1
1 Volgograd State Medical University
The paper studies the features of socialization of adolescents with cancer in the hospital. The paper presents an analysis of these aspects of socialization, communication skills as teenagers, teaching and educational process, the choice of future profession teenagers, parent-child relationship, consideration of factors of socialization. Study of the role of the modern information environment in the context of its role in the socialization of adolescents hospitalized. The need to study the topic due to the fact that the health of children is a priority of the social policy of Russia, the problem of its preservation and strengthening must be met through a systematic approach, taking into account the hierarchical structure of morbidity, as well as the differentiation of social factors affecting it.
Socialization of adolescents
oncology
internet
Обеспокоенность и повышенное внимание к онкологическим проблемам - одна из черт здравоохранения развитых стран. Это обусловлено в первую очередь ростом онкологической заболеваемости, которая достигла высоких показателей и в  будущем будет увеличиваться. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году распространенность онкологических заболеваний в мире возрастет от 14 миллионов в 2012 году до 22 миллионов человек. Продолжительность лечения, необходимость применения комплекса дорогостоящих процедур, пребывание в условиях стационара - все это влияет на качество жизни, вносит коррективы в обучение ребенка, в выбор его профессии. Любая дезорганизация социального функционирования ребенка может препятствовать развитию его индивидуальности, делать его уязвимым в отношении эмоциональных стрессов. Несвоевременность и неэффективность проведения комплекса необходимых мероприятий оказывает влияние на  социализацию ребенка.

Несмотря на то, что социализация продолжается в течение всей жизни индивида, время от рождения до позднего подросткового возраста считается периодом становления первичных адаптивных социальных установок и форм поведения[2]. Наличие онкологического заболевания у подростков  предполагает коррекцию методов и этапов  социализации,  позволяет повысить эффективность их реабилитации. Проведение социологических исследований особенностей социализации подростков с онкологическими заболеваниями  позволит выявить комплексную систему медицинских и социальных факторов риска, учреждения здравоохранения смогут определить основные  направления совершенствования системы реабилитационной помощи подросткам с онкологическими заболеваниями с учетом особенностей их социализации.

Онкологическое заболевание почти у всех больных сопровождается развитием стресса различной степени тяжести. Изменчивость и динамичность психических реакций в значительной мере связаны с этапами, которые проходит онкологический больной в процессе лечения основного заболевания. Онкологическое заболевание требует от человека решения ряда жизненных вопросов, затрагивающих наиболее значимые отношения личности к себе и окружающему миру[1].  Суть основного социально-психологического конфликта заключается в предполагаемом крахе жизненных ожиданий и возникновение реальной угрозы жизни. Эти обстоятельства отрицательно влияют на мотивационно - потребностное «ядро» личности, выраженное в ее постоянном стремлении реализовать себя в различных сферах деятельности. Изменения в основных сферах жизнедеятельности определяются ролью, которую играют в структуре личности ценностные ориентации как регуляторы социального поведения. При этом в системе ценностных ориентаций онкологически больного ценность «здоровье» выступает в роли «механизма регуляции» социальной реадаптации личности. Ценность здоровья является стержневым элементом социальной активности личности при возвращении к прежнему образу жизни[4].

Подросток в ранней стадии полового созревания находится в трех сферах: в семье, группе сверстников и в школе. У подростков с онкологическими заболеваниями, находящихся в условиях стационара, иная ситуация. Общение в группе сверстников осуществляется с соседями по палате, также подростка в лечебном учреждении могут навещать друзья, одноклассники. В связи с нахождением в стационаре подростки не могут посещать школу, поэтому занятия проходят в лечебном учреждении, но важно учитывать, что лечение онкологического заболевания занимает длительный промежуток времени и сопровождается болезненными ощущениями, временным ухудшением состояния больного[3]. На протяжении всего лечения для подростка с онкологическим заболеванием важна поддержка семьи, первые реакции на болезнь подростка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, а также от ситуации, в которой родители узнают о диагнозе. Каждая из этих сфер отличается комплексом взаимодействующих детерминант успешной деятельности.

В ситуации, угрожающей собственно человеческой жизни, ценность здоровья актуализируется и в критической фазе борьбы с болезнью неизбежно не только преобладает над всеми прочими жизненными интересами, но и необходимым образом подчиняет их себе. Важным в этом процессе напряжения всех физических и душевных сил больного становится постепенность выхода из кульминационного положения, восстановление одновременно с физическими силами и душевного равновесия.

Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

1) макрофакторы (мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

2) мезофакторы- условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

3) микрофакторы оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум организации, в которых осуществляется социальное воспитание. Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через агентов социализации. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя

Одним из факторов социализации подростков выступают социальные сети. Свобода  в  пубертатный  период  развития  ребенка  является значимой  ценностью,  а  специфика  интернета  создаёт  условия  свободы  выбора  той  или  иной  информации. Возможности  Интернета позволяют  оказывать  мощное  влияние  на  эмоциональную  сферу  подростка[6].

В процессе лечения онкологического заболевания подростки сталкиваются с проблемой социальной изоляции, происходит транcформация детско-родительских отношений. Подросток с онкологическим заболеванием  зависим от состояния своей семьи, а семья, испытывает внутренние потрясения и становится уязвимой для внешних воздействий. На фоне тяжелой болезни подростка меняются отношения внутри семьи и ее социальный статус; возникает зависимость от лечебного учреждения, где проходит лечение подросток. Специалист по социальной работе может помочь подростку и его родителям, интерпретируя его поведение. Беседы, в которых затрагиваются такие вопросы, как проблема религии, философии, политики, социологии, этики, представляют собой один из способов социализации подростка, а также один из путей, с помощью которого некоторые подростки развивают и апробируют приобретенные знания и способности логически мыслить[5].

Цель: изучить особенности процесса социализации подростков с онкологическими заболеваниями в условиях стационара.

Изучение особенностей социализации подростков с онкологическими заболеваниями будет способствовать повышению эффективности разработки комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного уровня здоровья и адаптации лиц с онкологическими заболеваниями.

Задачи:

изучить факторы социализации подростков с онкологическими заболеваниями;

выявить агентов социализации; выявить физиологические и психологические  особенности подросткового возраста;

проанализировать влияние онкологических заболеваний на социализацию подростков.

Выводы:

Современное информационное пространство стало значимым участником процесса социализации подростков и источником развития личности. Значение Интернета в информационном пространстве развития позволяет говорить о всемирной сети как об общественной структуре, главными характеристиками которой стали социальность, открытость, интерактивность, то есть характеристики, в значительной мере удовлетворяющие процессу социализации подростков. Интернет - среда адаптируется под запросы общества. Связи информационного пространства и социализации подростков находят отражение в степени критичности восприятия информации и выборе стратегии поиска информации.

Проблема борьбы со злокачественными новообразованиями затрагивает многие аспекты социальной жизни общества. Претворение в жизнь мероприятий на выработку у пациента качеств, помогающих ему, на изменение его отношения к себе и своей болезни требует совместной деятельности представителей многих профессий: психологов, специалистов по социальной работе, врачей. Необходимо следование принципу партнерства между специалистом и пациентом, обеспечивать разноплановость усилий, воздейcтвий и мероприятий, направленных на разные сферы жизнедеятельности пациента.

Социализация подростков с онкологическими заболеваниями в условиях стационара имеет свои особенности. Социализация важна и является сложным процессом, поэтому для усвоения индивидом социального опыта, приобщения его к системе социальных связей необходимо обеспечивать взаимодействие подростков друг с другом, со специалистами диспансера.

Лечение необходимо проводить комплексно, с участием в этом процессе  специалистов различной направленности:  онкологов, психологов, педагогов, специалистов по социальной работе. Для  успешной социализации подростков с онкологическими заболеваниями необходимо участие специалиста по социальной работе, который будет участвовать в досуговой деятельности подростков, организовывать и проводить тренинги, оказывать квалифицированную помощь подросткам с онкологическими заболеваниями.