Девиантное поведение - это действия или поступки, которые идут вразрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде детей и подростков, и в целом отражаются на благополучии социальной среды. Поэтому социальная работа как целенаправленная профессиональная деятельность уделяет должное внимание работе со школьниками, отмеченными проявлениями девиантного поведения. [1, с. 525]
Возможные симптомы девиантного поведения: сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, проблемы с успеваемостью, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности. А причинами девиантного поведения могут стать неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями.
Для продуктивной социальной работы с девиантным поведением школьников необходимо выявить причины выхода за пределы нормы морали.
Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение школьника выходит за рамки норм и приличий:[2, с. 206]
1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь – на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.
2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.
3.Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю силу воли и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.
Каждый девиантный школьник имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над одногодками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний. Также не редко, что подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как "пустота", "скука", "тоска", "проскальзывание жизни". Причем неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, и подростковой бандой.
У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация.
Огромное влияние на формирование поведения подростка оказывает его "первичная" среда - семья. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Многие подростки по своему образу жизни и поведению подражают взрослым, особенно родителям. В итоге, большинство подростков курят, пьют, употребляют наркотики, токсические; вещества. И что вполне характерно, доля подростков, потребляющих психоактивные вещества, наиболее высока среди выходцев из семей, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками.[3, c. 206]
Обратимся к статистике. Школьной девиации зачастую становятся предтечей уголовно наказуемых в обществе девиаций. В последние годы в России снижается как детская, так и взрослая преступность. За последние 16 лет количество детей на скамье подсудимых снизилось почти в шесть раз: в 2007 году осудили 84 124 несовершеннолетних, в 2022 - 14 214. Число осужденных взрослых за то же время сократилось в 2,8 раза.
Доля «детских» преступлений составляет 2,4% от общего числа нарушений уголовного кодекса. Для сравнения: среди россиян старше 14 лет доля подростков 14-17 лет составляет около 12%. То есть среди подростков преступность ниже, чем среди взрослых. Чаще всего детей судят за преступления против собственности. Почти в половине случаев в первом полугодии 2023 речь шла о кражах. На втором месте - угоны: 11,1% осужденных. На третьем - грабежи: 9,5%. Интересно, что среди школьников наметился тренд на групповые преступления: около половины осужденных подростков нарушают закон не в одиночку.
Несовершеннолетних в силу возраста судят более снисходительно: только 18% от всех таких осужденных суд приговорил к реальному сроку. Другие получили условный срок - 37%, обязательные работы - 17%, штраф - 10%.
Статистика убеждает в необходимости социальной работы с девиациями щкольного периода. Какие же социальные учреждения работают со школьной девиацией? В настоящее время сложилась широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных школьников:[4]
1. Социально-реабилитационные учреждения.
2. Социальные приюты. На 2023 год в России функционирует около 400 социальных приютов для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это число включает как государственные, так и негосударственные учреждения.
3. Центры социально-педагогической реабилитации.
4. Областные центры реабилитации, включающие сеть центров социальной защиты и адаптации подростков. В Ростовской области функционирует 20 таких учреждений.
5. Центры психологической и социальной службы. По данным Министерства труда и социального развития РФ, в России действует более 2,7 тысяч учреждений социального обслуживания семьи и детей.
7. Подростковые клубы, досуговые центры и молодежные объединения. В России существует более 22 тысяч общественных объединений, которые работают с детьми и молодежью.
9. Государственные и негосударственные центры по работе с семьей.
Деятельность современных социальных учреждений иного направления (досуговых центров, клубов, детских и молодежных творческих центров дополнительного образования и т. д.) основана на обновлении и актуализации воспитательных программ работы с детьми различного возрастного уровня. Проводимые занятия, тренинги, спортивные занятия, семинары, индивидуальная работа способствуют решению проблематики воспитания девиантных подростков с целью их самоопределения и саморазвития. Основу деятельности социальных учреждений по организации работы с детьми с девиантным поведением составляют взаимная информированность участников взаимодействия о подростке, его взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками; взаимопомощь, взаимоподдержка в решении проблем развития личности подростка; заинтересованность в успешной работе, в решении проблем ребенка; совместный поиск способов поддержки подростка, создания условий для самореализации и самореабилитации подростка; совместное определение общих задач и согласованная конкретизация задач для каждой сторон по оказанию поддержки ребенку.
В социальной работе чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения.
На практике диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Для диагностических целей по рассматриваемой проблеме могут быть использованы общие методики и специальные тесты. По мнению ряда авторов, продуктивной является модель, включающая скрининг - направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения этиологии отклонений.
В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:
- принцип предупреждения (выявление «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
- принцип системности (последовательная планомерная работа);
- принцип взаимодействия (осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, медицинского и социального работника, психолога).
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящего с ним и происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Она должна характеризоваться:
- сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
- сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
- распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;
- определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;
- переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.
В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.
Для коррекции школьной девиации используются следующие методы: метод реконструкции характера (он подразумевает поиск положительных качеств ученика для развития и углубления их); метод «взрыва» (он подразумевает создание ситуации, когда конфликт индивида с коллективом доводится до предела); метод «переключения» (заключается в переносе сферы активности трудного подростка в социально значимую сферу); метод «самосовершенствования» (предполагает объяснение ребёнку, что он может найти свои плохие качества и сам себе давать задания, которые помогут не нарушать правила социального поведения); метод социальной терапии (основан на использовании социального принятия, признания, одобрения и хорошей оценки ребёнка социальным окружением); метод «переучивания» (заключается в истреблении негативных привычек, изменении неадекватных потребностей и отучении от плохих действий); метод «переубеждения» (направлен на трансформацию сознания, жизненного опыта и нравственных чувств). [5, c. 396 - 401]
Как же реализуются программы профилактики и методы коррекции школьных девиаций?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №5 г. Волгодонска обучает 900 обучающихся. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в школе опирается на принципы комплексного подхода, включающего взаимодействие педагогов, психологов, социальных работников и родителей.
1. Диагностика и выявление проблем
Педагогический анализ. Учителя наблюдают за поведением ребенка в классе, фиксируют отклонения и проблемы.
Психологическая диагностика. Психологи проводят тесты и предлагают школьнику и родителям заполнить опросники для выявления причин девиантного поведения.
Социальная диагностика. Социальные работники собирают информацию о семейной обстановке, условиях проживания и других внешних факторах.
2. Разработка индивидуального плана коррекции
Индивидуальный подход. На основе диагностики создается индивидуальный план работы с ребенком, учитывающий его особенности и потребности. Коррекционная программа включает мероприятия по улучшению учебной дисциплины, развитию социальных навыков, эмоциональной регуляции.
3. Включение в учебный процесс
Учителя-предметники обеспечивают дополнительную помощь ребенку во время уроков, используя дифференцированные задания и методы обучения. Регулярные встречи с психологом или социальным работником для обсуждения проблем и поиска решений.
4. Психологическое сопровождение
Психолог проводит регулярные беседы с ребенком, помогая ему справляться с эмоциями и развивать самоконтроль. Организовывается участие школьника в специальных программах, направленных на развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе.
5. Семейное консультирование
Педагоги и психологи регулярно общаются с родителями, обсуждая успехи и трудности ребенка, предлагая рекомендации по поддержке дома. Организация семейных встреч, где родители и дети вместе участвуют в различных активностях, способствующих укреплению отношений.
6. Мониторинг прогресса
Периодическая проверка эффективности применяемых мер, внесение изменений в программу при необходимости. Обсуждение результатов работы на педагогических советах и совещаниях, привлечение внимания к успехам и проблемам.
Стоит отметить, что родители и педагоги играют ключевую роль в успешной работе с детьми, имеющими школьную девиацию. Они должны активно участвовать в процессе коррекции, поддерживать ребенка, следить за его успехами и своевременно информировать социальные службы о любых изменениях в поведении.
Комплексный подход к работе с детьми со школьной девиацией позволяет не только устранять текущие проблемы, но и предупреждать возникновение новых трудностей. Это способствует успешной адаптации ребенка в образовательном учреждении, улучшению его академической успеваемости и снижению риска асоциального поведения в будущем.
Библиографическая ссылка
Соснова В.В., Лабунская В.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2025. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21710 (дата обращения: 21.01.2025).